«Выдь на Волгу…» - часть 4 / Блог принадлежит: begun12 / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

«Выдь на Волгу…» - часть 4

часть 1. В основном, Самарская
часть 2. Тольятти, Самарская Лука и Сызрань
часть 3. На родине Купающегося Красного Коня
Еще в июле в четвертой части рассказа о поездке на Волгу я намеревалась рассказать о «городе контрастов», о городе с бородой и о том, что русскому смерть – а немцу хорошо.
Тут просится фраза про «обещанное полгода ждут».
Никто, конечно, не ждет.
Но и бросить в уходящем году «хвост» волжского опуса никак невозможно.
Поэтому переезжаем вдоль гидротехнических сооружений с правого берега Волги — на левый:

Волжская поездка удивила несколькими городами: они практически не известны массовому автотуристу (по крайней мере, на этом сайте отчетов о них я не встречала), но способны удивить своей историей и рассказом о ней. Так в городе Балаково за три часа мы посетили два музея: из первого вышли ярыми белогвардейцами, из второго – пламенными революционерами.
Первый – это усадьба купца Паисия Мальцева:

Братья Анисим и Паисий Мальцевы принадлежали к уважаемому купеческому роду, были они старообрядцами, торговали зерном, участвовали в создании хлебной биржи, занимались кожевенным и салотопным производством.
Их отец, Михаил Тимофеевич, получил земельные наделы за героизм, проявленный в Крымской войне. Так говорят некоторые краеведы, но это неточно. Одно ясно: удачливость в делах позволила Михаилу Мальцеву стать на Среднем Поволжье настоящим хлебным королем, и эта деловая хватка передалась по наследству и его сыновьям. Их хлебные пристани в Балаково по грузообороту шли сразу после таких гигантов хлеботорговли, как Астрахань, Самара и Казань.
Еще со времен некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо» у нас сложился образ «купчины тостопузого», хорошенько укорененный в сознании советским кинематографом (чего стоит «Угрюм-река» или какие-нибудь «Тени исчезают в полдень»). Но знакомство с представителями русского купечества конца XIX – начала XX века показывает, что в этой прослойке русского общества сформировалась определенная часть людей, увлеченных не только барышами, но и уделяющих внимание искусству, коллекционированию современной живописи, да и свои дома обустраивающие по последнему слову архитектурной моды.
Вот примером такого просвещенного купца и предпринимателя может служить Паисий Михайлович Мальцев. Он учился в Московском университете, водил знакомство с Чеховым и Гиляровским, коллекционировал редкие книги (сейчас они являются основой уникального собрания Саратовского университета), к перестройке его дома по последнему слову архитектурной моды приложил руку сам Шехтель.

Невозможно представить, чтобы «с таким счастьем – и на свободе». Но это было именно так: Паисий Мальцев никогда не был женат. Вернее, он делал предложение руки и сердца одной богатой итальянке, в которую был страстно влюблен. Чтобы прекрасная иноземка чувствовала себя привычнее в волжском городе, свой особняк в Балаково Паисий Михайлович превратил в итальянское палаццо:



Но все оказалось напрасно: жестокосердная даже не переступила порога этого дома.
Обо всем этом нам рассказала экскурсовод музея, расположенного сегодня в стенах мальцевского особняка. Так же как и о том, что из подлинных предметов обстановки здесь сохранился только этот хозяйский письменный стол здоровенный, как хлебная баржа:

Интерьеры воссоздавались на основе проведенной реконструкции внутренних помещений, для этого пришлось снимать целые наросты нескольких слоев краски и побелки:




Особенно роскошной и изысканной выглядит комната в мавританском стиле – дань ориентальной моде того времени:


А вот наборный паркет торжественного зала мальцевского дома – это современная работа:

Причем рисунок взят буквально «с потолка» — это отражение потолочной лепнины в паркете:

Реставрация дома купца Мальцева продолжается – вид со стороны внутреннего двора:

Причем свидетельством купеческой основательности является разрушенный брандмауэр, хотя фигушки он бы разрушился, если бы ему не помогли местные жители, позарившиеся на добротный кирпич:

Между этим домом и хлебной пристанью братья Мальцевы выстроили Свято-Троицкий храм – старообрядческую церковь, вмещающую в себя 1200 молящихся. Строительство шло по проекту Федора Шехтеля и обошлось братьям-благотворителям в немыслимую по дореволюционным временам сумму в миллион рублей!


Купола церкви были покрыты сусальным золотом, а мозаичное панно было выполнено на столь высоком уровне художественного мастерства, что даже в годы советской власти было под охраной государство как памятник монументальной мозаичной культуры.
Церковь была сохранена как здание – но ее предназначение в корне изменилось: в 1930-е годы там был размещен театр. Так что творческие эксперименты с постановкой мистерий в стенах храма товарища Искремаса в фильме «Гори-гори, моя звезда» — это не совсем вымысел, получается.

Судьба Паисия Мальцева после революции сложилась трагически: перед новой властью он пресмыкаться не пожелал, был арестован, держался независимо и бесстрашно, был расстрелян, и даже место его захоронения неизвестно.
Это кажется настолько несправедливым, что мы на протяжении всей прогулки по старинным балаковским улицам не могли сдержать возмущения. Невозможно примириться с этой трагической страницей истории нашей страны, когда умные, деловые, трезвые, предприимчивые люди были брошены под колеса революции.
И следы той старой, дореволюционной России, казалось, только убеждали: кто честно трудился – тот и жил достойно.



Но вот мы добрались еще до одной балаковской достопримечательности – дома-музея Василия Чапаева.
Вернее, это «изба-музей»:

А еще точнее, это дом его отца.

Хибарка рядом – это бывшая столярная мастерская, в которой трудился отец будущего легендарного командира. Он был отличным столяром и плотником, передал свое мастерство сыновьям, целой бригадой они трудились над заказами балаковцев и жителей окрестных деревень. Сохранились их инструменты и один из образцов работы семейства Чапаев – основательный шкаф.

В столярке сейчас располагается касса, где можно приобрести билеты и заказать экскурсию. Мы от экскурсии отказались, но скучающая от отсутствия посетителей смотрительница музея, видя наш искренний интерес, не выдержала – и принялась рассказывать о бурной личной жизни Василия Чапаева и его сложном характере, о прототипах персонажей знаменитого кинофильма про Чапая, о судьбе его детей и внуков и так далее.
И в этом рассказе самое интересное – это как раз то, что речь идет о Чапаеве как конкретном человеке. Потому что есть еще три Чапаева: это герой повести Фурманова, персонаж фильма Васильевых и – ничего не попишешь! – главный герой русского анекдота (с ним разве что Штрилиц может потягаться). Есть еще «Чапаев и пустота» — но сейчас не об этом.

Так вот реальный Чапаев открывается совершенно с другой стороны, когда знакомишься с обстановкой крошечного дома в Балаково.

Именно сюда двадцатилетний Василий привел жену – шестнадцатилетнюю поповну Пелагею. Недовольство этим мезальянсом высказали оба родителя: какая из дочки священника будет жена для плотника? И как можно девушку из духовного сословия отдавать в крестьянскую семью?
Молодые влюбленные были непреклонны. И все же умудренные жизнью отцы оказались правы: ничем хорошим брак этот не закончился. Кроме детей: к моменту ухода Василия Чапаева на военную службу у них было двое сыновей и дочь.
Жизнь под началом сурового свекра Пелагее показалась до такой степени невыносимой, что она вскоре нашла себе новую любовь – железнодорожного кондуктора – а детей оставила на попечение деда.
Когда Василий вернулся домой на побывку после ранения, он попытался наладить мир в семье. Пелагея сказала, что сбежала из дому из-за попреков свекра. Иван Степанович резонно замечал, что было чем попрекать, раз невестушка умелась от детей к полюбовнику. Василий Иванович взял обещание с обеих сторон жить дружно – но попытки примирения ожидаемо пошли прахом после его отъезда на фронт.
Крах своей семейной жизни переживал тяжело. Тем более, что дальше началась вообще какая-то Санта-Барбара, говоря сегодняшним языком. В одном из боев погиб друг Чапаева, Петр Камешкерцев. Василий Иванович приехал к вдове погибшего товарища и предложил забрать у нее двоих детей, чтобы воспитать как своих (читай: еще двоих подкинуть деду Ивану, пока сын воюет на фронтах). Вдова – тоже Пелагея – неожиданно согласилась, но и сама изъявила полную готовность влиться в большую чапаевскую семью.
Все в тот же крошечный домик Василий Чапаев привозит пополнение: новую жену и двоих приемных детей. Вот уж соседи вволю почесали языки! Тем более, что со своей новой невенчанной женой Василий Чапаев находился в несколько странных отношениях: друг друга они не любили, поэтому не считали зазорным заводить мимолетные отношения на стороне. Пелагея постепенно прониклась ненавистью к гражданскому мужу, причем это была ненависть деятельная, активная. Есть версия, что именно Пелагея Камешкерцева сдала его белым, об этом вроде как рассказала родная дочь Чапаева в письме Надежде Крупской.
В общем, как говорил один бессмертный персонаж, «ему надо было просто со своими женщинами разбираться и пистолеты не разбрасывать, где попало».
Но, конечно, Чапаев – настоящий красавец. На всех групповых фотографиях взгляд безошибочно прежде всего останавливается на его невысокой, но подтянутой фигуре, чистом белом лице и залихватских усах:

Кстати, на центральной фотографии в верхнем ряду – похороны Григория Чапаева, брата, жестоко убитого на глазах у отца во время эсерско-кулацкого мятежа в Балаково. Когда Василий Чапаев узнал, как его брата носили по городу на штыках, а бедноту, выступившую против кулаков и эсеров, заперли в мучном сарае (в том числе и его отца), он поспешил в Балаково. Мятеж был жестоко им подавлен, с лабаза сбиты замки – и взору предстала ужасная картина: вплотную друг к другу стояли трупы с искаженными мучительной смертью лицами. За ночь в плотно забитом людьми помещении почти все погибли. Выживших было крайне мало, среди них – Иван Степанович Чапаев. Когда его вынесли на воздух, он потерял сознание и долго пребывал в беспамятстве. А от пережитой накануне страшной смерти младшего сына он поседел как лунь.
Эти трагические события имели огромные последствия: на городскую буржуазию была наложена огромная контрибуция, а увидевшие страшную расправу над бедняками люди начали записываться добровольцами в отряд Чапаева.
Вот тут начинаешь сочувствовать простому крестьянству, и уже забываешь о несправедливой кончине уважаемого купца Паисия Мальцева.
Так что музей очень маленький – но информации вокруг него очень много.
Например, еще один экспонат – платье, принадлежавшее Марии Поповой:

Она была прототипом той самой Анки-Пулеметчицы из фильма Васильевых (в книге ее нет). Анной ее назвали в честь Анны Фурмановой, жены политрука Фурманова. Ее, кстати, называют еще одной чапаевской любовью. Фурманов страшно ревновал супругу к бравому комдиву и всячески кляузничал на него в штаб, естественно, не упоминая о личном и никак не отражая этот аспект в своем литературном сочинении.
Так вот, Мария Попова сначала была санитаркой, потом – бойцом в чапаевской дивизии. Об этой странице своей биографии она написала режиссерам Васильевым, которые обратились ко всем знавшим Чапаева с просьбой: поделиться своими воспоминаниями для создания фильма. Попова и поделилась, да так, что режиссеры экстренно ввели в фильм роль Анки-пулеметчицы.
После гражданской Мария Попова закончила факультет советского права МГУ и в 1931-1936 годах служила в торговом представительстве СССР в Германии, затем до 1937 года – в Стокгольме. С послом СССР в Швеции Александрой Коллонтай они были подругами.
Об этой неожиданной стороне жизни «Анки-пулеметчицы» рассказывают ее фотографии в чапаевском доме:

Среди немногочисленных, но информационно емких экспонатов чапаевского дома – саратовская гармошка:

После посещения музея гармони деда Филимона я себя считаю непревзойденным специалистом по части всевозможных гармоней. Так вот отличительным признаком саратовской вариации этого инструмента является наличие прикрепленных к корпусу колокольчиков. Саратовскую гармонь полюбили народы Поволжья, а калмыки считают ее своим национальным инструментом. Знаменитый калмыцкий танец (лучшее у ансамбля Моисеева, на мой взгляд!) исполняется именно под перебор саратовской гармони.

Напоследок сотрудница музея рассказала, что он пользуется колоссальным успехом у иностранных гостей. Нет, не туристов, конечно, а у многочисленных командированных, которые приезжают со служебными целями на региональные предприятия. Как ни удивительно, иностранцы знают Чапаева! Поэтому в ближайшее время установленный во дворе дома бюст легендарного Василия Ивановича будет приведен в подобающий вид:


В неожиданно интересном Хвалынске и не менее удивительном Балаково мы провели полдня, а в этот день предстояло добраться до Энгельса/Саратова через города – бывшие немецкие колонии на левом берегу Волги. Почему на левом – нам объяснили проживающие в Энгельсе родственники. Этот берег считался неплодородным, степным, труднодоступным, в отличие от веками обрабатываемых земель по правому берегу. На освоение этих новых земель и была направлена политика императрицы Екатерины II, в результате успешного воплощения которой возникли поселения немецкого Поволжья.

Одно из них – бывший Цюрих, а ныне – село Зоркино.
С саратовской, гм, так называемой «трассы»…

…сюда ведет окаймленная двумя рядами стройных пирамидальных тополей дорога:

Цюрих-на-Волге был основан в 1770-х годах немецкими колонистами из Гессена, Саксонии и Нассау, и основным занятием местных жителей было сельское хозяйство, столярное и кузнечное ремесло.
О немецком прошлом поселения свидетельствует церковь Иисуса Христа…

…а также сохранившиеся с начала XX века постройки: дом бывшего пастора, амбулатория, больница, школа:

Особенностью колонистских домов являются дома с вальмовыми крышами – то есть четырехскатными. Вот немецкий дом:

А это, для сравнения, русский:


Несмотря на громкое историческое название, волжский Цюрих был небольшим поселением.
А вот самую крупную немецкую колонию нарекли в честь императрицы – Екатериненштадт. Сейчас этот город называется просто – Маркс, но память о рачительной самодержице увековечена в местном сквере (памятник практически не видно из-за вечернего солнца, но предъявить более приличного нечего):

В современном Марксе – полная свобода вероисповедания: здесь действую православная церковь, мечеть, евангелическо-лютеранская церковь Святой Троицы…

… и римско-католическая церковь Христа Царя:


В городе работает краеведческий музей, рассказывающий об истории немцев Поволжья, но туда мы уже не успели. К некоторому облегчению, потому что четвертый музей в день с сорокаградусной жарой – это чересчур даже для меня.
Поэтому с раскаленных улиц…


…свернули мы в сторону городского пляжа:

Противоположный берег Волги здесь особенно живописный:

Пляж расположен в непосредственной близости от Марксовской городской пристани, в честь носителя градообразующего имени здесь установлен памятник, в силу каких-то немыслимых землемерных маневров оказавшийся в буквальном смысле за решеткой:

И то верно: что такого хорошего сделал этот самый Маркс для одноименного города?
А вот Фритьоф Нансен – сделал, о чем свидетельствует мемориальная доска и памятник:

Для меня очередным открытием этой поездки стала информация, что Нансен – не только отважный полярный исследователь и выдающийся ученый, но и активный политический деятель, филантроп и лауреат Нобелевской премии мира, присужденной ему в 1922 году. Он многое сделал для спасения умирающих людей в Поволжье, не только вышел на трибуну Лиги Наций и сказал: «Найдётся ли здесь среди нашего собрания хоть один человек, который посмеет сказать, что он скорее готов допустить гибель 20 миллионов человек от голодной смерти, нежели оказать помощь Советскому правительству?» — но и лично в 1921 году прибыл в Поволжье, чтобы принять участие в работе организованных им столовых. Большая часть полученной им Нобелевской премии пошла также на благотворительные цели. А еще он принимал активное участие в судьбе беженцев из России: после эмиграции в Европе по так называемым «нансеновским» паспортам жили Анна Павлова, Игорь Стравинский, Марк Шагал.

На этом познавательная часть нашей поездки была исчерпана. Далее было общение с родственниками из Энгельса, из которых старшему – за 90 лет. Патриарх этой семейной ветви был военным, попал на службу в Энгельсскую Военно-воздушную базу в советское время, да так и остался. Семейные посиделки завершились глубокой ночью, так что завершение маршрута прошло на высокой эмоциональной ноте.
Напоследок – прогулка по Саратовской набережной. Программу саратовских гуляний пришлось корректировать: уже к 11 утра температура приближалась к 40-градусной отметке, находиться на городских улицах в таких условиях было немыслимо.



Вот такой получился «Волжский маршрут»: познавательный, красивый, неожиданный. Наибольшее впечатление произвели как раз не знаменитые волжские города (Самара, Саратов), а ранее не известные небольшие живописные городки и села (Хвалынск – родина Купающегося Красного Коня, Балаково, Ширяево).
Хотелось бы продолжать – но двигаться от Жигулей вверх по Волге, к Ульяновску, Казани. Поживем – увидим)))

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

BVD64

  • 10 февраля 2022, 10:52
„Тут просится фраза про «обещанное полгода ждут».
Никто, конечно, не ждет.“ Зря Вы так, Светлана, многие читатели, ну уж я точно, с удовольствием читаю Ваши посты, и получаю от них истинное удовольствие. И не только, кстати; если уж для Вас какие-то факты становятся откровением, то для меня многие! Вот и сегодня с нескрываемым восхищением разглядывал усадьбу Мальцева, ознакомился с ранее неизвестными фактами из жизни легендарных комдива и полярника (!!!), и проехался по немецкому Поволжью. Дед и бабушка моей супруги, кстати, в 30-е годы прошлого столетия были высланы оттуда в Алтайские степи. Вообще воспоминания моей тещи о том периоде времени вызывают порой такие же эмоции, как и у вас после посещения мальцевской усадьбы. Было очень интересно, спасибо!
+
1
+ -
avatar

begun12

  • 10 февраля 2022, 16:43
Владимир, спасибо за отзыв и добрые слова!
Действительно, поездка оказалась хоть и короткой, но очень насыщенной по впечатлениям и открытиям. После отпуска читала информацию по самым разным темам — тут и война Великая Отечественная, и Репин, и Нансен, и Чапай и его команда. Пыталась даже про Чапаева сериал относительно свежий смотреть — ну невозможно, а ведь тема интересная.
Про русских немцев: безмерно сочувствую, больше всего обидно, когда репрессиям подвергались целые народы. Жаль, музей поволжских немцев уже не осилили, думаю, было бы интересно!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.