Вступление
Ч.1 СПб-Калмыкия ===>
Ч.2 Элиста ===>
Ч.3 Калмыкия-Дагестан ===>
Ч.4 Дербент
===>
Ч.5 Баку ===>
Ч.6 Гобустан-Шеки ===>
Ч.7 Сигнахи-Тбилиси ===>
Ч.8 Тбилиси-Ереван ===>
Ч.9 Ереван и пригороды ===>
ч.10 Гарни и Гегард ===>
ч.11 ХорВирап-Халидзор ===>
ч.12 Татев-Хндзореск ===>
ч.13 Севан-Дилижан-Фиолетово ===>
ч.14 Дилижан-Мцхета-Баку-Хасавюрт
По сложившейся традиции, собственно рассказ о нашем летнем путешествии в Армению, Грузию и Азербайджан, а также о посещенных по дороге российских регионах начнется в
следующей части отчета. А пока придется объяснить, как мы выбрали именно это направление для очередной экспедиции полевого отряда «семейство Козыревых»? Так что здесь будет всякая лирика и немного практической информации о путешествии в целом.
РОЖДЕНИЕ ИДЕИ
Как это ни странно для жителя холодного и сырого Санкт-Петербурга, но я очень люблю Север, его неброскую, но пленительную красоту, безлюдность и сдержанное радушие немногочисленных жителей. Причем, это касается любой страны, где вообще есть северные края.
Русский Север,
скандинавские страны,
шотландские нагорья оставили след не только в моих отчетах, но и в сердце… Так что, возможно, в глубине души я, и правда, — мох. :)
Моему полному превращению в полярного исследователя препятствует лишь одно обстоятельство. Я жуткий мерзляк. Температура воздуха ниже -5, на мой взгляд, граничит с преступлением против человечности или, по крайней мере, является изощренным издевательством. Впрочем, «минус ноль», как говорят в Питере, при нашей влажности воздуха — еще более мерзкая погода. Слава Богу, в последние годы мне пару раз удавалось удрать от нашей дивной осени к теплым израильским морям. Надо будет и об этих вылазках что-нибудь написать все же, хоть это и не автопутешествие. Так или иначе, к лету, когда появляется возможность поехать куда-нибудь с семьей, мне уже очень хочется отогреться после предыдущих 9 месяцев зимы. Поэтому мечты о теплых странах также никогда не были чужды моему сердцу. :)
В Африку или Австралию мне пока съездить слабо. Юго-Восточная Азия тоже далековата, а Средняя Азия еще и тотальной коррупцией смущает. Зато Кавказ — он ведь относительно близко! К тому же — там горы, а что может быть прекраснее? Там гостеприимные южные народы, разнообразие культур и религий, знаменитая кухня и много других привлекательных для путешественника моментов. Особенно Грузия в этом смысле хороша. На крошечной территории уйма всяких достопримечательностей, а главное — страна заточена под туризм, неплохая (для пост-советского пространства) инфраструктура и (пока еще) все относительно дешево.
Беда лишь в том, что я ооооочень медленно запрягаю. Пока в Норвегию собрался, она из «терра инкогнита» превратилась в популярное место для русской рыбалки. А когда, наконец, всерьез задумался о поездке в Грузию (лет 7 для этого созревал), выяснилось, что туда теперь едут почти все русские туристы. =\ Ну, в смысле те, кто еще вообще продолжает куда-нибудь ездить и при этом не готов отдать свой патриотический долг посещением Крыма.
Поэтому основной целью нашей летней поездки в 2016 году в итоге стала не Грузия. Не хотелось мне просто тащиться в общем потоке отдыхающих по популярным местам этой замечательной страны. Не хватало здесь какой-то изюминки, идеи… и тут, как обычно в последние годы, вмешалась моя мама. :) Украшение нашей норвежской экспедиции и спонсор покатушек по Британии, она на этот раз выступала в качестве потенциального пассажира. Ее подруга (ныне проживающая в Израиле), с которой они в студенчестве исследовали Закавказье, предложила ей встретиться с общими друзьями на армянской земле. И мама спросила, не отвезу ли я ее в Ереван?
О! Так это же совсем другое дело. В Армению едет на порядок меньше туристов, чем в Грузию. А если еще и в Азербайджан зарулить… и в Грузию, само собой, тоже. Так ведь если в Грузию, то там еще и Турция рядом… а если закольцевать маршрут вокруг Черного моря… ТАК, СТОП! Последние два пункта отбрасываем сразу (или, скажем аккуратнее, откладываем для других экспедиций). Но идея прокатиться по всем трем странам Закавказья уже пустила корни. Мамина подруга, в итоге, не смогла поехать на Кавказ по состоянию здоровья. Мама, поразмыслив, решила лететь в Ереван самолетом. Но было уже поздно. Летнее путешествие семьи Козыревых начинало обретать очертания.
Даты: 8-30.06.2016
Пробег: 9,890 км — на данный момент, наш рекорд в автопутешествиях.
ТРАНСПОРТ
Зимой мы приобрели семиместный минивэн
Додж Гранд Караван 3.3л 2005г. для нашего, уже не помещающегося в нормальную машину семейства.
Машинка оказалась небезпроблемная. Весь май я потратил на подготовку авто к дальнему странствию. Но, в конце концов, мастера с большинством недостатков автомобиля справились. Кондиционер они починили так, что, когда я его впервые включил на пробу, на всей европейской территории России в июне выпал снег. :) Газовое оборудование тоже подключили успешно, хотя и это было экстремальным приключением: когда мастер ищет утечку пропана из газовой магистрали, смоля одну сигарету за другой, количество седых волос у клиента еще немного прибавляется. =\ Газовый бак предыдущие владельцы разместили в нише для запаски под днищем. С одной стороны — удобно, без потери места в салоне или багажнике. С другой — Караван и так не внедорожник, а с баком дорожный просвет еще снизился. Ну, зато, там где я проехал в этом путешествии — любая пузотерка пройдет.
До некоторых не слишком серьезных недочетов просто руки не дошли. Пришлось нам вместо магнитолы слушать ноутбук, а все гаджеты подзаряжать в дополнительном прикуривателе в салоне. Но это, в общем, мелкие неудобства.
Зато машина просторная, гулять можно, всех рассадили отдельно — визга и драк между детьми резко поубавилось.
ЭКИПАЖ
К сожалению, несмотря на вместительную машину, путешествовать всем вместе нам не светило. Наша самая юная путешественница уже активно просится за руль:
Зоя за рулем
Но вот долгие поездки она переносит плохо, с бурными протестами и требованиями отпустить измученных на свободу. Под этим предлогом и мама Аня увильнула от обязанностей штурмана, осталась дома с малышкой. Зато согласилась отпустить папу со старшими детьми в дальние края. Так что экипаж Козыревых в этот раз состоял из четырех человек: пилот Борис, Лия (13), Семен и Артем (по 11).
экипаж машины боевой
Дети в этом году порадовали. Когда мы начинали наши семейные путешествия, приходилось регулярно останавливаться, придумывать мелким развлечения. А теперь они легко выдерживали длинные перегоны, сами придумывали, чем заняться в пути, с переменным успехом фотографировали окружающие пейзажи. Ссоры в дороге, конечно, случались, но не слишком часто. И итоговое впечатление от путешествия у всех нас осталось самое положительное.
Вообще, исходя из финансового положения нашей семьи — с путешествиями нужно завязывать, да поскорее. Но есть один существенный фактор: дети у меня растут очень быстро (кормим слишком хорошо, что ли?). Практически, подростки уже (ужас-ужас!). Скоро им станет совсем не интересно неделями трястись в автомобиле с «предками». Компания сверстников покажется куда привлекательнее. Надо ловить момент, пока еще можно провести с ними время в удовольствие! Деньги все равно куда-нибудь потратятся, откуда-нибудь, возможно, появятся. А время уже не вернешь.
Ладно, это лирика. Вчетвером мы проехали весь наш путь, все три недели. Но целую неделю в середине путешествия нас было вдвое больше. Моя мама, несмотря на отмену планов встречи друзей, все же решила не бросать нас и присоединиться к экспедиции в Армении. Тут и Наташа, вдова брата, вспомнила, что они всегда хотели посетить Грузию, ну или хотя бы что-нибудь рядом. Сначала, я думал, что мы утрамбуемся в мой минивэн — зря что ли большую машину покупали? Но количество пассажиров продолжало неумолимо расти. Наташа попыталась было распихать своих детей по каким-нибудь летним лагерям. Но сперва Даша (10 лет), а потом и Гоша (8) потребовали взять их в состав команды. Не уверен, что ради дальних стран, — скорее, хотели потусоваться с моими детьми. Они между собой очень дружат. Таким образом, полный состав экспедиции на армянском участке маршрута включал трех взрослых и пять детей!
Периодически, глядя на галдящую ораву ребятишек, нас с Наташей спрашивали: это все ваши?!!! Поначалу мы пытались объяснить любопытствующим наши сложные родственные связи, а потом стали просто дружно указывать на мою маму: «Это все ее внуки! А мы так, сопровождающие лица.» ;)
НОЧЛЕГ:
Россия — на родной земле ночевали, в основном, у друзей. Гостиницу брали в Дербенте и незапланированный ночлег на обратном пути был в Хасавюрте.
Азербайджан — В Баку ночлег был платный, но по знакомству. В Шеки — гостиница, не бронировали.
В
Грузии и в
Армении активно пользовались airbnb и booking. В двух местах, где ночлег просто «случился», спросили у таксистов, где тут можно остановиться, и нас тут же направили, куда надо.
Вообще, с ночлегом на Кавказе проблем нет. Люди здесь селятся «кланами», в расчете на большую семью. Потом взрослые дети разъезжаются, а у семьи остается полупустой дом, который надо как-то содержать. Логично, сдавать часть комнат в аренду. Отсюда в Грузии и Армении очень много гостевых домов, хочешь — с питанием, хочешь — без. С питанием, как нам показалось, дороговато, но если лень готовить или куда-то идти, то почему бы и нет. Опять же — домашняя кухня… В Азербайджане, как мне показалось, гостевые дома меньше распространены. В основном, гостиницы, в Баку можно квартиру посуточно найти.
Были и особо запоминающиеся места ночлега. Например, настоящий старинный караван-сарай. Или домики в виде огромных бочек! Но об этом — по ходу рассказа.
для диогенов
FLY & DRIVE
Ехать за нами хвостиком по России наотрез отказались и мама, и Наташа. Соответственно, встал вопрос, как им присоединиться к экспедиции уже в Закавказье, а потом на чем передвигаться с детьми?
Сначала, ответ на этот вопрос казался очевидным. Авиабилеты существенно дешевле брать до Тбилиси, чем до Баку или Еревана. И прокатных агентств там много. Но в процессе планирования выяснилось, что недавно Армения вступила в Таможенный союз с РФ. И теперь гражданин РФ не может въехать в Армению на машине, зарегистрированной в Грузии. =\ Грузины могут, а россияне — нет. Пришлось менять билеты на Ереван.
Прямой авиабилет Уральских авиалиний из Питера до Тбилиси стоил около 20 тыс.руб., с пересадкой в Москве — 18 (из Москвы Аэрофлот за 14 летал). До Еревана пришлось платить уже 23 тыс.
В Ереване мы заказали для нашего второго экипажа Сузуки Витара (по факту — Renault Duster) в прокатном агентстве Sixt. Решили, что по горным дорогам ездить на малолитражке — небезопасно, а остальные машины по стоимости отличались несущественно.
прокатный Рено
Получали машину в городе на третий день по прибытии родственников в Ереван: два дня нас обещали возить по Еревану и окрестностям друзья на своем автомобиле. Так что прокатная машина понадобилась только на 4 дня, сдавали ее Наташа с компанией в аэропорту.
Счет за аренду выглядел следующим образом:
Армянские драмы в это время шли примерно по 7.44 к рублю, так что собственно за аренду автомобиля Наташа заплатила 15,600 руб. (3900 в день), а с учетом максимальной страховки — почти 20,000 (5000 в день). Дорого, конечно. При увеличении срока аренды, цена за день снизилась бы. В Тбилиси, насколько я помню, машину можно взять заметно дешевле, но что делать.
Без страховки на кавказских дорогах страшно. Поцарапать кузов здесь — проще простого, можно и в более серьезную переделку попасть. При этом, как нас сразу предупредили, страховка действует, только если сразу сообщить об аварии. Ну, при аварии-то понятно, а если тебя, к примеру, ночью задели? Я вот каждый день машину не обследую на предмет мелких повреждений. Наташа, в итоге, сдавая автомобиль, обнаружила, что где-то его все-таки поцарапали, может и ночью. В агентстве из-за этого некоторое время совещались, но все же, видимо, максимальная страховка убедила их претензии не предъявлять. Дополнительных денег не брали.
Вынужденный обмен билетов и изменение прочих планов — были не единственной закавыкой при подготовке этого путешествия.
ПЛАНИРОВАНИЕ МАРШРУТА
Есть люди, которые любят путешествовать, наслаждаться новыми неизведанными местами, но терпеть не могут
планировать поездку. Продумывать маршрут, искать места для ночлега, выписывать достопримечательности — все это воспринимается ими как, возможно неизбежное, но зло, обременительные хлопоты, способные украсть все удовольствие от экспедиции в неизведанное. Для меня же планирование путешествия — почти так же интересно, как и сама поездка. Отчитавшись о предыдущей поездке, я тут же сажусь за карты, читаю отчеты о заинтересовавшем меня направлении, выстраиваю и бесконечно переделываю свои планы. Нет, я прекрасно понимаю, что все в итоге получится совсем не так, как планировалось. Просто сам процесс доставляет мне уйму удовольствия.
И все же в 2016 году планирование летнего путешествия в южные страны заставило меня изрядно поломать голову (отсюда и название отчета). Вот, скажем, однажды набрал я в гугле маршрут СПб — Тбилиси.
Ну, прямой путь по М4 был очевиден сразу. Но альтернатива, предложенная гуглом, впечатляла. Этот вражий сервис, принципиально игнорируя Беларусь, советовал мне прокатиться по трем странам Шенгена, затем въехать вна Украину, оттуда (на автомобиле с русскими номерами) пересечь границу Крыма (визитку Яроша обещали выслать по электронной почте), а уж из Крыма — рукой подать, может быть, даже паром до Батуми ходит.
8-\
Кажется, уже ясно, что путешествие обещало стать не слишком банальным…
Нет, по России-то все складывалось более-менее очевидно. Нужно было посетить как можно больше друзей и, по возможности, «закрыть» белые пятна, которые еще оставались в нашей стране на южном направлении. В нашу копилку впечатлений удалось добавить немало новых мест: музей космонавтики в Калуге, оружейный музей в Туле (он был закрыт, когда мы были в этом городе в 2010г.), пагоды Элисты, древняя крепость Дербента, тихий и милый Торжок…
Но вот Закавказье… Ладно — Грузия! В нее всего один въезд и выезд — через Верхний Ларс и Военно-Грузинскую Дорогу. Впрочем, из Грузии было бы так легко въехать-выехать прямиком через Абхазию-Сочи, если бы это не считалось незаконным пересечением границы и не закрывало в будущем навсегда возможность въехать в Грузию (а в случае въезда — не грозило бы арестом). =\
Еще печальнее обстоят дела с двумя другими закавказскими странами. В основном, из-за их очень непростых отношений друг с другом. Между Азербайджаном и Арменией идет война — иногда тихая, иногда вполне горячая. Как раз незадолго до нашей поездки конфликт опять перешел в открытую фазу, с обеих сторон погибли люди. Родственники (и мои, и Наташины) стали выражать серьезные сомнения в нашей вменяемости — за адреналином гоняемся, что ли? Да и не только родственники. Как раз весной случилось мне, по работе, беседовать с представителями российских силовых структур. Посередине достаточно напряженного разговора, серьезные люди в штатском вдруг стали расспрашивать меня о планах на отпуск (на случай, если сбегу, наверное). Услышав про Армению, они покрутили пальцем у виска и поинтересовались, не хочу ли я уж сразу в какую-нибудь горячую точку отправиться или в Дагестан, где в это время произошло несколько громких терактов.
— Рекомендуете? — без задней мысли поинтересовался я.
— Нет! Не рекомендуем. — отчеканили мои собеседники. —
Еще в Грузию ладно...
где-то в Армении...
Почесав в затылке, я решил пока не рассказывать родственникам, что маршрут в Азербайджан проходит как раз через Дагестан и совсем рядом с Чечней. =\ Самого меня больше волновала не опасность (в Нагорный Карабах я и так не собирался), а пересечение границ. Визы российским гражданам не нужны ни в одну из Закавказских стран, достаточно загранпаспорта. Проблема в другом. Из Азербайджана в Армению — рукой подать. Только вот граница закрыта целиком, пересечь ее нельзя нигде. Такие же проблемы у Азербайджана с Ираном, а у Армении с Турцией. Это не беда, проехать можно через Грузию, но и тут все было непросто. Штампы «врага» в паспорте могли вызвать серьезные проблемы и с армянскими, и с азербайджанскими пограничниками. Особенно — с азербайджанскими. Читал я рассказы о многочасовых допросах в азербайджанском КГБ у некоторых из моих предшественников. Ну что же, поедем сначала в Азербайджан, потом через Грузию в Армению (если пустят), а оттуда через Грузию прямо в Россию. В Азербайджан на обратном пути заезжать уже не будем, чтобы не светиться с армянскими штампами.
ХЕ-ХЕ! — раздалось где-то в небесах, а над Военно-Грузинской дорогой лениво шевельнулся селевой поток, занимая стартовую позицию.
Выработанный маршрут выглядел примерно так:
СПб- Калуга- Тамбов- Элиста- Дербент- Баку- Шеки- Тбилиси- Ереван- Горис- Дилижан-
Казбеги —
Пятигорск — Волгодонск- Липецк- Рязань- Торжок- СПб.
Почти все и получилось, как было задумано. Только на обратном пути мы оказались заперты в Грузии, и пришлось снова ехать через Баку-Дагестан-Калмыкию в Волгодонск и дальше уже по намеченному ранее маршруту. Так что по самому Кавказу мы прокатились следующим образом:
итоговый маршрут по Закавказью
Навигация: В этот раз я впервые поехал без привычных навигаторов, вроде iGo и Навител. Вместо них на смартфон поставил яндекс-навигатор, а приятель установил мне туда же бесплатную навигационную программку OsmAnd. Обе пригодились.
Яндекс хорошо вел по России, отслеживал пробки и, в основном, предлагал реалистичные маршруты. Единственное, для таких же чайников, как я, подсказываю: яндекс самостоятельно не вносит изменения в выбранный маршрут, когда дорожная обстановка за время пути меняется, поэтому стоит время от времени вручную перезадавать ему точку назначения.
OscmAnd очень пригодился, когда мы въехали на территорию закавказских стран. Особо не тупил, большинство городов знал хорошо. Наташа пользовалась MapsMe — тоже без нареканий.
Однако, маршрут — это еще не вся кавказская головоломка. Особенностей и сложностей для автопутешественников везде хватает, но из закавказских стран больше всего в этом смысле отличился Азербайджан. Чем больше я читал отчетов об этой мусульманской стране, тем более авантюрной казалась сама идея туда съездить на своем автомобиле. Путешественники рассказывали про огромные штрафы «за все», про то, как из-за тонировки у них гаишники вымогали взятки, угрожая в случае неуплаты
высадить затонированные стекла. Как арестовали русского туриста, фотографировавшего снаружи станции метро. Потом вдруг, все еще в процессе подготовки, выяснилось, что моя машина слишком старая для процветающей страны Азербайджан. Туда теперь можно ввозить лишь автомобили, классом от евро-4 и выше.
Экологический класс машины определяют по таблице, в зависимости от страны-производителя:
Если вы вдруг не читаете на азербайджанском, в таблице перечислены: Европа, США, Япония, Китай, Корея, Турция
Мой Додж по году проходил, но в СТС у него написано Евро-3, а в чью пользу таможня истолкует это противоречие — у меня, почему-то, сомнений не было. =\ За «неправильные» автомобили — нужно оставлять залог на границе в 4-6 тысяч долларов, только наличными и только в долларах. Точную сумму залога заранее посчитать невозможно: она составляет сколько-то там процентов от рыночной стоимости (40 или 60), но рыночную стоимость старой машины таможенники определяют на месте, входя в астрал и консультируясь с духами предков.
подходящий для Кавказа автомобиль
Несколько раз, да что там — много раз в процессе размышлений над маршрутом в голову закрадывалась крамольная мысль: а оно мне надо?!!! Мысль тут же казнили за крамолу, а остальным здравым соображениям на сей счет я твердо отвечал: надо! Раз уж дромомания не лечится, надо быть последовательным и получать максимум впечатлений от этого психического расстройства. Все новые препятствия только разжигали азарт: хотелось преодолеть все трудности и проникнуть в столь тщательно охраняемые страны.
И в итоге — все ведь получилось! Проникли, исследовали, ни штрафов, ни взяток, ни депозитов не платили. Конечно, увидели не все, что хотелось, но все-таки некоторое представления о наших соседях составили. И по древним городам побродили, и в грязевых вулканах перепачкались, и на Арарат полюбовались, и вкусностями себя разными побаловали. А если добавить впечатления, полученные по дороге туда и обратно, то можно с уверенностью сказать: затраченные усилия сполна окупились новыми интереснейшими впечатлениями. Теперь осталось только рассказать об этих впечатлениях вам!
Так что
вперед, туда, где космические корабли бороздят, а верблюды тихо бродят в ночи…
Комментарии (10)
RSS свернуть / развернутьSuperMax
На первой фото если убрать машину, то её можно подписать «Сорокодневный пост в пустыне».)))
bkozyrev
Ха! А если не убирать, то машина будет в роли искусителя? ;)
SuperMax
begun12
Начало впечатляет, хотя бы степенью авантюрности, но я-то помню, что все должно завершиться благополучно. Так что запасаюсь попкорном и жду следующую часть!
bkozyrev
Эх, саспенса не хватает… надо бы какую-нибудь надпись придумать, вроде популярных на обложках всяких фильмов: «Все не так, как вам кажется...»! ;) Может быть, мы не вернулись благополучно из Закавказья, а все наши новости в соц.сетях фабрикуются в азербайджанских спецслужбах… =)
freescull
bkozyrev
Спасибо за добрые слова. Вынужден разочаровать: дальше иллюстраций будет куда больше, а полезной информации — на порядок меньше. Я сознательно стараюсь орг.подробности выносить в начало, чтобы потом можно было со спокойной душой просто делиться впечатлениями. Хотя что-то, надеюсь, пригодится.
Постараюсь. =) В этот раз начал публиковать отчет, приготовив черновики первых нескольких частей, так что есть шанс, что отчет не растянется слишком уж сильно. По крайней мере, следующая часть должна появиться уже в четверг.
Grabs
bulava61
bkozyrev
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.