Блог / Публикации Oлeg / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

"Теберда, Теберда, голубая вода!" Часть 5

предыдущая часть

15.07.2021 г. День десятый

«Я никогда в жизни не видел подобного. Это сплошная поэзия, не дорога, а чудный фантастический рассказ» А.П. Чехов «Письма с Кавказа»


Десятый, можно так сказать, юбилейный, день нашего путешествия был посвящен потрясающей автомобильной экскурсии к озеру Туманлы-кель, на которую нас сагитировал, конечно же, Влад. Мы выехали на трех машинах, включая Владов УАЗ, в сторону Домбая и, не доезжая до горнолыжного курорта семь километров, в месте слияния речек Аманауз и Гоначхир, которые в свою очередь образуют реку Теберда, повернули налево, на бывшую Военно-Сухумскую дорогу. Эту дорогу через Клухорский перевал в Главном Кавказском хребте с длительными перерывами прокладывали с конца XIX века, в целях получения наиболее короткого пути между Северным Кавказом и Черноморским побережьем. Как действующую автомобильную трассу её использовали лишь в короткий период во время Великой Отечественной войны, когда фашисты рвались к морю и здесь проходили ожесточенные бои за право владения перевалом. После войны шоссе потеряло свою значимость. Постоянный сход лавин зимой, селей весной, обвалы и другие климатические катаклизмы требовали постоянного и дорогого ухода. Постепенно дорога обветшала и вернулась к своему первоначальному состоянию конно-пешей тропы. А после развала СССР и вовсе стала тупиковой и в качестве асфальтированной автодороги служит только до передовых постов погранслужбы России. Но такая незавидная история Военно-Сухумской дороги нисколько не умаляет какой-то, прямо таки необузданной, дикой природной красоты Гоначхирского ущелья, по которому она проложена. Некоторые справочники называют эти места одним из живописнейших ущелий не только Кавказа, но и всей Европы.

Фото 66. Скалы ущелья Гоначхир


( Читать дальше )
Комментарии 4+4

"Теберда, Теберда, голубая вода!" Часть 4

предыдущая часть

11.07.2021. День шестой.
«Я свято верю в свой метод: вначале здорово вкалываешь,
потом здорово отдыхаешь». Брэд Питт


Следующие два дня мы провели под лозунгом «пляжного отдыха». Мы никуда далеко не ходили, не поднимались в горы, не уставали, не промокали, не любовались. Мы неторопливо разлагались под ласковым тебердинским солнышком, прогуливались по Центральной усадьбе заповедника, посещали вольеры, ныряли в прохладу воды Третьего пруда на Персидской поляне. Персидской ее называют за яркие краски цветов, таких же, как и узоры на персидских коврах.

Фото 44. Третий пруд у Персидской поляны

( Читать дальше )
Комментарии 4+4

"Теберда, Теберда, голубая вода!" Часть 3

предыдущая часть

10.07.2021. День пятый.
«Гляжу я на горы, и горы глядят на меня.
И долго глядим мы, друг другу не надоедая».
Ли Бо


Шоссе Теберда – Домбай, проложенное по живописнейшему ущелью реки Теберды порадовало изобилием поворотов, постоянным набором высоты, горными склонами, покрытыми густым пихтачем и сверкающими впереди снежными пиками Домбайских вершин. Экстремальности этой красоте добавляли противолавинные заграждения на отвесных скальных участках и проносившиеся с металлическим грохотом на бешеной скорости самосвалы дорожных служб под управлением местных джигитов.
Как и договаривались накануне, в девять утра мы подкатили к парковке возле отеля «Вершина». С нами в путешествие отправились Женя со своим младшим сынишкой – Маратом. Влад с УАЗиком-буханкой уже нас ждал. Он с утра забросил группу туристов в высотный альпинистский лагерь «Алибек» и спустился за нами. Быстро загрузились в УАЗ, и по каменистой колее покатили вперед и вверх. Через полкилометра остановка на кордоне для получения разрешения на посещение территории заповедника. У нас был пропуск от дирекции заповедника, так что этот этап мы преодолели быстро. Тут же происходило оформление разрешения на проникновение в пятикилометровую приграничную зону. Это заняло гораздо больше времени, поскольку паспортные данные каждого участника (и даже данные свидетельств о рождении на детей) от руки вписывались в специальный бланк Пограничного Управления. У шлагбаума выстраилась целая очередь из автомобилей и пешеходов, страждущих полюбоваться на горные красоты Алибекского ущелья. Но, наконец-то, все бюрократические рогатки были преодолены, и мы продолжили наше движение вверх.

Фото 28. Дорога по Алибекскому ущелью.
По дороге Влад рассказывал нам о восхождениях на окружающие вершины, о ледниках и скалах, о произрастающих здесь растениях, проживающей живности и даже о том, как сюда, на Кавказ, в тридцатые годы прошлого столетия, завозили белок с Алтая. Так что мы, как бывшие жители Алтайского края, имеем полные основания передавать пламенный привет с исторической родины каждой встречной, якобы местной, белке. Зверьков тогда привезли ровно 120 штук, но они за прошедшие девяносто лет вольготно расселились по всему Северному Кавказу. А ещё мы увидели разрушительные результаты буйства сошедших ранней весной снежных лавин и селевых потоков – вывороченные камни и поваленные деревья.


( Читать дальше )
Комментарии 4+4

"Теберда, Теберда, голубая вода!" Часть 2

предыдущая часть

08.07.2021. День третий.
«Мы не знаем, как долго мы сможем быть рядом
с самыми дорогими людьми. Наслаждайтесь»
Бальтазар Блейк


Этот день у нас был заранее запланирован под встречу с нашими тебердинскими родственниками. А пока, до посещения заповедника, на территории которого проживает тетя Лида с внуками и правнуками, у нас было время. Мы решили осмотреться вокруг гостевого дома и разобраться, где тут поблизости находятся продуктовые магазины. Курортный городок чем-то напоминает подмосковные стародачные поселки. Такое же размеренное неторопливое течение жизни, такие же приезжие, дети и внуки. Вместо торговых точек, ноги сами по себе привели нас на берег реки Теберда.

Фото 10. Река Теберда
Чистый воздух, шелест ветра, бегущая без устали вода. Такое ощущение, что ты разом сбрасываешь с себя все негативные последствия жизни в большом городе, очищаешься от шлаков и шумов цивилизованного мира. Можно долго стоять на камнях речного берега и впитывать, и слушать, и ощущать свежесть и чистоту горного края.


( Читать дальше )
Комментарии 2+2

"Теберда, Теберда, голубая вода!" Часть 1

Два слова ради предыстории. Поездка на Кавказ, в Тебердинский заповедник, была предпринята нами не просто так с бухты барахты. В курортном посёлке Теберда живёт семья моего дяди, брата моей мамы, работавшего ученым-орнитологом в заповеднике. Самого дяди Севы уже давно с нами нет, а вот его жена, дети, внуки и правнуки вполне себе здравствуют. В моем детстве, с родителями, мы посещали Теберду, последний раз зимой 1974 года. Было мне тогда 14 лет.

06.07.2021. День первый
«Для тех, кто только что вышел за дверь,
самая трудная часть осталась позади».

Голландская поговорка


В шесть часов утра, встретившись с экипажем «Ауди Q3» в составе Антона, Ани и Миши (зять, дочь и внук 12 лет), выдвинулись от нашего дома в сторону Носовихинского шоссе и МКАДа. Остались позади долгие, почти полугодовые, сомнения и теоретические семейные дискуссии по поводу как ехать на Кавказ, каким составом ехать, каким видом транспорта ехать, каким маршрутом ехать, в каком населённом пункте планировать ночлег. Стоит ли, кроме Кавказа, доехать ещё и до Черного моря, а также множество других важных и не очень важных вопросов и решений, которые неизбежно сопутствуют подготовке любого большого путешествия. Не было сомнений только в одном – ехать надо! Накануне были проставлены все галочки в списках необходимых всем и каждому в пути вещей, продуктов, подарков родственникам. Постепенно, все это упакованное и завёрнутое, расположилось в багажниках и салонах автомобилей, а участникам удалось даже поспать несколько часов.

Фото 1. Известная многим трасса М-4 «Дон»

Ну, вот и тронулись! С первых же минут поездки выяснилось, что Олег, то есть я, самым халатным образом не сообразил накануне зарядить наши коротковолновые рации. И великолепный, удобный в применении подарок от нашего старшего сына Илюши, весь первый день пролежал на консоли красивым, но бесполезным грузом. Лишь Миша пытался в долгие минуты отсутствия связи с экипажем Ноута (Олег и Любовь), наладить переговоры с проезжающими рядом караванами дальнобойщиков и иногда это у него даже получалось! Во всяком случае, на чью-то диктовку по рации номера телефона, Миша откликнулся фразой: «Хорошо, я запомнил номер вашей банковской карточки!». Мелькали километры трассы М-4 «Дон», транспондер, весело пиликая, исправно слизывал со счета деньги за проезд по платным участкам.


( Читать дальше )
Комментарии 4+4

Алтайское ожерелье. В поисках красоты 13.

предыдущая часть

День тринадцатый. Видимо, прощальный. Просто про Перевал.

Утром буквально за полчаса добрались от места ночевки до моста через реку Тара. Сразу же за мостом колея повела нас налево, вверх по реке, в урочище Ажу и к перевалу Ажу. С алтайского Ажу, собственно, и есть – перевал, то есть мы должны подняться на перевал Перевал.


Фото 203. Первые километры подъема к перевалу Ажу.


( Читать дальше )
Комментарии 14+14

Алтайское ожерелье. В поисках красоты 12.

предыдущая часть

День двенадцатый.

После двух дней тяжелой работы и сложного бездорожья, на сегодня у нас запланирована разгрузочная прогулка вниз по ущелью реки Аргут, до слияния его с рекой Карагем.


Фото 185. Залив в русле Аргута, почти озеро. Сложно представить, что несколькими километрами ниже вся эта спокойная вода беснуется с диким ревом, зажатая скалами Карагемского прорыва.


( Читать дальше )
Комментарии 4+4

Алтайское ожерелье. В поисках красоты 11.

предыдущая часть

День одиннадцатый. «Мне бы в небо».

Морозным, но солнечным утром участники экспедиции разбрелись по урочищу, затерялись между множества скальных изваяний.


Фото 168. Рассвет над Шокпартасом.


( Читать дальше )
Комментарии 2+2

Алтайское ожерелье. В поисках красоты 10.

предыдущая часть

Продолжение десятого дня. Застывшие облака.

Вдоль русла ручья все чаще стали попадаться крупные валуны и сплошной бурелом. В связи с этим, мы были вынуждены перебираться от этого беспорядочного хаоса на крутой, правый борт долины. Для этого нужно было перевалить через таежный хребетик, преградивший дальнейший путь. Чтобы забраться туда, сначала необходимо было подняться на трехсотметровый уступ этого горного отрога. При этом метров сто надо «взлететь» в лоб с уклоном порядка 30 градусов, затем используя более пологую полочку, метров тридцать проехать более спокойно, передохнув от крутизны взлета, и далее, пробираясь по извилистой траектории между близко растущими деревьями, выбраться на гребень.


Фото 145. Начало подъёма на отрог.


( Читать дальше )
Комментарии 9+9

Алтайское ожерелье. В поисках красоты 9.

предыдущая часть

День девятый. Песчаный берег Коксу.

Асфальт закончился сразу за Кош-Агачем. Через сорок минут пыльная гравийка привела к шлагбауму погранзаставы. Здесь у нас проверили наличие пропусков в особую приграничную территорию, каковой является все плоскогорье Укок, бассейны рек Джазатор, Коксу и Аргут, а также, находящееся в долине Джазатора село Беляши. Пропуска заранее были оформлены в Пограничном Управлении ФСБ России по Республике Алтай. Прапорщик, уверенно нажимая одним пальцем на клавиатуру компьютера, тщательно занес паспортные данные каждого участника и номерные параметры всех машин, после чего шлагбаум медленно, словно сомневаясь стоит пропускать нас все же или нет, поплыл вверх и мы попылили дальше, огибая уступы Южно-Чуйского хребта, в направлении деревни Беляши.


Фото 125. Южный Алтай. Озеро Караколь-Нур.


( Читать дальше )
Комментарии 2+2

Алтайское ожерелье. В поисках красоты 8.

предыдущая часть

День восьмой. Ледяной грот.

Утро началось с пешей прогулки к подножию ледника Большой Талдуринский. На территории российского Алтая это один из самых крупных ледников, толщина льда его, по подсчетам гляциологов составляет 175 метров. Берет свое начало от пикообразных вершин Ольга, Гребешок, Иикту и других.


Фото 111. Вершины Ольга (3730 м), Гребешок и Иикту (3936 м) рано утром.


( Читать дальше )
Комментарии 6+6

Алтайское ожерелье. В поисках красоты 7.

предыдущая часть

День седьмой. Марс и Иикту.

Утром чуть задержались на старте, поскольку никак не хотел заводиться Володин Сафарь — перестал работать блок розжига свечей накала. Через полчаса японский автопром все-таки сдался настырным усилиями российских механиков. Куда ж он денется!


Фото 94. Мы прощаемся с Актру.


( Читать дальше )
комментировать

Алтайское ожерелье. В поисках красоты 6.

предыдущая часть

День пятый. Вверх — к Белым Стойбищам.

Колдовское озеро это не в лесах,
Это, это озеро у меня в глазах,
Никуда не денешься, так к себе манит
Колдовское озеро, голубой магнит.
В. Добрынин


Утро началось с волшебных танцев белого тумана, затянувшего поверхность озера. С первыми лучами солнца, пуховое облако, то заполняло всю долину целиком, то обнимало правую сторону плато, то прижималось к левому его боку.


Фото 75. Ранним утром туман укутал всю долину.

Оно то клубилось, приподнимаясь до верхушек сопок, то, через несколько минут, опускалось к самому озеру, нежно целуясь с водой.

( Читать дальше )
Комментарии 2+2

Алтайское ожерелье. В поисках красоты 5.

предыдущая часть

Фотографии Павла Филатова и других участников экспедиции.

День четвертый. Ёштыкол, Ештыкёль, ретранслятор и Мажой.

“Я спросил тебя: — Зачем идете в горы вы?”
В. С. Высоцкий


Утро выдалось хрустящим и звонким. Хрустел под ногами иней на подмерзшей траве, звенели тенты разрисованных легкими снежинками палаток.


Фото 47. Трава поседела, поскольку минус 2 градуса.

Наскоро позавтракав, поеживаясь от утреннего морозца, загрузились в тепло кабин и выдвинулись вверх по колее, к перевалу Ачик, ретранслятору и ожидающему нас там фотографическому экипажу. Колея замысловато петляла вдоль речного русла, перескакивая с одного берега на другой. Подъём не сложный. Солнце постепенно прогревало лесистое ущелье.

( Читать дальше )
Комментарии 11+11

Алтайское ожерелье. В поисках красоты 4.

предыдущая часть здесь

Теперь нам предстояло пробежать порядка 120 километров по горному асфальтированному шоссе. Как только увеличилась скорость движения, начал “хромать” автомобиль Виктора Ободца. Машину непредсказуемо кидало в разные стороны, пытаясь либо сбросить в кювет, либо загнать на встречку. Виновницей этого неудержимого “веселья” определили тягу Панара, элемент подвески, препятствующий поперечному перемещению моста. Пришлось снизить темп, двигаясь не более 60 км\час. Так потихоньку, не торопясь, выкатились на перевал Чике-Таман (1460 м), проложенный через отроги Теректинского хребта.


Фото 37. Внизу — начало подъёма на перевал Чике-Таман и долина реки Малый Ильгумень.


( Читать дальше )
Комментарии 6+6