ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ (РФ - БЕЛАРУСЬ в 2017 году) - ПРОЛОГ / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ (РФ - БЕЛАРУСЬ в 2017 году) - ПРОЛОГ

Вступление
ч.1 Псков
ч.2 Витебск
ч.3 Полоцк-Браслав
ч.4 Гервяты-Гродно
ч.5 Гродно-Брест
ч.6 Брест-Минск
ч.7 Минск и окрестности
ч.8 Бобруйск-Смоленск
ч.9 Смоленск-Ст.Русса-СПб



Признаю, в этом году я уж совсем безобразно затянул с отчетом о нашем летнем путешествии 2017 года по западным областям России и по соседней Беларуси. Так уж жизнь складывается, что найти время посидеть над фотографиями и записать то, что еще не успел украсть из памяти ранний склероз, мне сейчас крайне трудно. Тем более, что на фоне масштабных путешествий мэтров нашего сайта, наши скромные покатушки все равно вряд ли смогут кого-то впечатлить. Но мне поездка понравилась, приятных воспоминаний оставила немало, значит, надо делиться. :)

Беларусь, для большинства российских автопутешественников, это то, что проскакиваешь на всех парах по дороге в Польшу.



Попутно обязательно полагается восхититься хорошими дорогами, чистотой и колосящимися полями…



… приписать все это усилиям «батьки» к вящему возмущению самих беларусов…


тюрьма в Минске

Если случится кому заночевать в белорусской гостинице — добавляется возможность поругать или ностальгически вспомнить «совок»…


Ленин на линии Сталина, под Минском

После чего можно уже со спокойной совестью уйти в закат, в настоящую Европу. Поскольку никаких других туристических развлечений Беларусь нам предложить не может, верно?

Ну, нельзя сказать, что эти стереотипы о соседней стране вовсе беспочвенны. Стереотипы — это всегда упрощение, но очень редко на 100% выдумка. У белорусских земель долгая и интереснейшая история. Беларусь не раз была полем битвы армий с востока и запада, рубежом цивилизаций (что и в названии нашего отчета отражено), а во времена Великого Княжества Литовского (ВКЛ) и сама вела активную завоевательную политику. Такое положение способствует активному строительству крепостей и замков, но, увы, не способствует их сохранности. Однако, еще сто лет назад здесь могли похвастаться уютными европейскими городками, старинной архитектурой и самобытными еврейскими местечками. Увы, все это сгинуло бесследно в бездне Второй мировой. Вторжение фашистов, а потом обратное отвоевывание этих краев советской армией двойным катком прошлось по Беларуси. Здесь один из самых высоких процентов погибших мирных жителей (в т.ч., конечно, за счет почти полного «решения еврейского вопроса»), а масштаб разрушений вообще не поддается осмыслению. Большинство городов восстанавливались после войны с нуля, до немногочисленных уцелевших замков и церквей только сейчас потихоньку доходят руки у реставраторов.





Так что «транзитный» подход к посещению Беларуси на пути к сбереженным для нынешних поколений европейским достопримечательностям понятен, и отговаривать от него я никого не собираюсь. Однако всё это ко мне самому никакого отношения не имеет, поскольку в настоящую Западную(или закатную / заходную) Европу на своем автомобиле я так до сих пор и не ездил. Да особо и не тянет пока что. В не совсем настоящую, она же бывшая Восточная, а ныне — Центральная Европа, скатался бы с удовольствием… вот свалится на меня чемодан евро, и сразу же в путь! А пока что мы и после Закавказского турне год латали бреши, пробитые в семейном бюджете.

Заткнув пробоины в достаточной степени, чтобы семейный корабль перестал тонуть, я тут же принялся размышлять, действительно ли я собираюсь сидеть дома всё лето 2017 года? Нет, я бы выжил без очередной «дозы» дорог. По милости Божьей, у меня последнее время нередко случаются всякие увлекательные поездки то в Израиль, то, наоборот, в тундру Заполярья — пусть не на автомобиле, но тоже интересно. Вот детей хотелось все же куда-нибудь свозить, пока они еще согласны составлять мне компанию. Значит, нужно было найти направление для недолгой и недорогой поездки.



И мне сразу на ум пришла Беларусь! Я там ни транзитом не был, ни как-либо еще. А между тем, там замечательные друзья живут, давно звавшие в гости. И других друзей в Смоленске можно было заодно навестить. Ну и, конечно, необходимо максимальное разнообразие достопримечательностей и частые переезды с места на место, а иначе — что это за путешествие? Вот и маршрут начал складываться…


Маршрут нашего путешествия по Беларуси

Даты: 24.06-04.07.2017
Пробег: 3994 км
Маршрут:
СПб — Псков — Витебск — Полоцк — Браславские озера — Гродно — Брест — Минск — Бобруйск — Смоленск — Старая Русса — Новгород — СПб

В качестве навигатора пользовались Яндексом и Osmand. Работали сносно, глюки бывали, но серьезный промах был только один, по дороге в Гродно. Потом расскажу.

Дороги в Беларуси оказались ожидаемо хорошие. Не идеальные, как многие думают, а местами (особенно на севере страны) ощутимо требующие ремонта, но куда лучше тех, что встречались нам в других странах бывшего СССР. Чтобы путешествие не оказалось скучной прогулкой по хорошему асфальту, на обратном пути мы устроили себе внедорожные приключения, да такие, что машины у нас и летать научились, и секрет телепортации раскрыли… надеюсь, заинтриговал?! ;)

Об этом речь пойдет в самом конце отчета, а пока — почему машины?



Экипаж:

Моя любимая в прошлом году, по-прежнему, не была готова проводить долгие часы в автомобиле с маленьким ребенком. Может быть, этим летом мы и попробуем Зою на море вытащить, но все равно, скорее всего, большую часть пути она самолетом проделает. В общем, в 2017 мы в путешествие снова собрались вчетвером, с моими старшими детьми. Не тут-то было!

Наташа, вдова моего брата, видимо, недостаточно намучилась в нашей совместной поездке в Армению. Во всяком случае, новости о наших планах она восприняла со сдержанным энтузиазмом и готовностью пополнить наш караван своими мелкими.

А ближе к поездке к нам присоединился Наташин друг Иван с еще двумя детьми. Вариант с Беларусью его полностью устраивал: у старшего из детей не было загранпаспорта, а в это союзное государство достаточно и внутреннего российского.

Бронируя ночлег, я периодически должен был вкратце описать хозяевам их будущих жильцов. Звучало это примерно так: "Мы — это три семьи, в каждой по одному взрослому и 2-3 ребенка. Всего нас 10". Больше вопросов мне обычно не задавали. =)



Такую ораву, разумеется, при всем желании не запихнешь в одну машину, но и тремя экипажами ехать — было бы перебор. Наш караван, в итоге, состоял из моего Гранд-Каравана и Наташиного Mitsubishi Outlander 2015 года выпуска.



К нам подсадили одного из племянников, иногда кто-нибудь из моих детей менялся с родственниками, но в общем места всем хватало, ехали с комфортом.


-И что, все пристегиваются? -Да крест-накрест!!! (с)

Но в путешествии такой большой и разнородной компанией наличие мест в машинах — далеко не самое главное. Куда важнее, получится ли избежать конфликтов, проблем из-за разницы в интересах и ожиданиях путешествующих? С Наташей мы уже боевое крещение прошли в Армении, а как все выйдет с незнакомым для меня человеком — я всерьез волновался. Но все получилось на славу. Иван оказался отличным пополнением в нашей команде, всегда готовым придти на помощь, подсказать хорошую идею или безропотно подстроиться под наши планы. Дети тоже прекрасно чувствовали себя в общей компании, ссоры с родными братьями-сестрами у них случались чаще, чем с двоюродными или «сводными».

Обнаружилась лишь одна проблема в нашей экспедиции. Мы все (говорю о взрослых) оказались безнадежными «совами». В Кавказском путешествии нас хоть моя мама немного дисциплинировала. А тут… просыпаться чуть не к полудню, выезжать в районе обеда, приезжать на новое место заполночь — стало для нас обычным делом в Беларуси. При таком раскладе трудно попадать в музеи и прочие достопримечательности с режимом работы — в этом отчете их будет постыдно мало. Впрочем, если честно, нам-то самим, в большинстве случаев, достаточно беглого взгляда снаружи, без долгих экскурсий по интерьерам музея. Так что будем считать, что мы просто провели разведку боем для более дотошных исследователей, которые, глядишь, осчастливят нас потом рассказом, что же скрывалось за стенами какого-нибудь замка или церкви. Были, увы, и некоторые интересовавшие меня места, которые даже снаружи увидеть не удалось, потому что мы далеко не сразу приспособились друг к другу. Я-то привык, что две машины в караване стараются держаться в поле зрения друг друга, перемещаются «в связке». Это и в Армении плохо получалось, а здесь такой подход потерпел полный крах. Но пока мы этого не поняли, регулярно пытались дожидаться другой экипаж, который заметил на обочине аиста, на горизонте — фотогеничный закат, а на съезде с шоссе загадочного назначения строение, которое надо срочно проверить на прочность конструкции. Или они нас дожидались, примерно, по тем же причинам. :)
Под конец-то поездки мы уже научились движению в свободном режиме с контрольными точками для встречи. Думаю, если доведется снова ехать в похожем составе — будет намного проще и эффективнее.



Ночлег:



Гостиницы в Беларуси ругают за неизжитые привычки борьбы с командированными. Это постепенно меняется, но нашу ораву, в любом случае, в гостиницах дорого размещать. В основном, бронировались гостевые дома через Букинг, airbnb или местные сайты. В Витебске, Минске и Смоленске я со своими детьми ночевал у друзей, а родственников размещал в съемных квартирах или гостевых домах. Везде понравилось, подробности о каждом месте ночлега будут в соответствующих частях отчета.

В среднем, что в России, что в Беларуси платный ночлег обходился нам примерно в 500-550 руб. на человека. Самый дорогой ночевкой на территории соседней страны была агроусадьба на Браславских озерах (100$ на всю нашу ораву).

Раз уж заговорили о расходах…



Финансы:

Пресловутая беларусская дешевизна — это миф, рожденный короткими периодами девальвации национальной валюты. Что-то из местной или западной продукции — дешевле, остальное — по тем же ценам, что и в России. Но не дороже — уже приятно.

Питались, когда в кафе, когда сами готовили, если место ночлега позволяло. Есть страны (Британия, Норвегия и т.д.), где наличие кухни — вопрос выживания бюджетного путешественника. Есть такие гастрономически соблазнительные и дешевые места, вроде Закавказья, где сам готовишь разве что от того, что нет сил дойти до кафешки. Беларусь по ценам вполне доступна, но особых кулинарных изысков предложить не может, так что мы чередовали. Впрочем, то, что ели в общепите, вполне понравилось.

Газом заправлялся только в России, несмотря на прожорливость Доджа. У соседей он есть, но разница в цене с бензином не так велика. Да и АГЗС нам не попадались, надо знать, где искать. По цене бензин в России и Беларуси практически не отличался — чуть меньше 36 руб. за литр. Эх!



Достопримечательности:

При близком рассмотрении, обнаружились в Беларуси и архитектурные памятники, и живописная природа с уютными озерными пейзажами. Здесь, разумеется, множество важных мест, связанных с Второй мировой войной, и всевозможных выставок военной техники, оказавшимися одинаково привлекательными и для мальчишек, и для девчонок в нашем выводке. Побывали мы и на действующем автозаводе, так теперь один из моих парней мечтает туда работать устроиться!

Отдельной достопримечательностью для нас оказался белорусский язык, а точнее — его орфография. Почти каждая вывеска или дорожный указатель вызывали у нас неумеренные восторги и желание сфотографировать их на память. Дети наши вообще стали мечтать о переезде в благословенную страну, где всё пишется, как слышится: «малако», «карова» и т.д. Кстати, друзья-белорусы рассказывали, что сдавать экзамены по русскому языку для многих их соотечественников оказалось довольно сложно, именно из-за близкого, но не совпадающего написания. Им было трудно запомнить наши орфографические «извращения».



Ну, значит у добры шлях нам, да поехали, что ли?

Комментарии (12)

RSS свернуть / развернуть
+
3
+ -
avatar

Grabs

  • 1 июля 2018, 00:06
Ну, наконец то! Я уж испугался, что «кина» и в правду не будет :)!
+
0
+ -
avatar

Miquel

  • 2 июля 2018, 15:57
Ленин на линии Сталина, под Минском


Борис! Долго пересматривал голову. Искал смысл! Потом нашёл.

Это был нырок в БУДУЩЕЕ. Я рад за него! Реально хороший кадр! Вы здорово поймали детали! И смешно и грустно! Но больше смешнно!
+
0
+ -
avatar

бородатый

  • 3 июля 2018, 19:28
Подскажите, как с тонировкой на территории Белоруси. Облазил весь форум последние сведения заканчиваются 2012 годом.
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 3 июля 2018, 20:16
У нас проблем не было, но у нас фабричная тонировка. Переслал вопрос белорусским друзьям, может, они что-то подскажут. Но Вы бы уточнили вопрос: что именно Вас интересует?
+
0
+ -
avatar

бородатый

  • 4 июля 2018, 18:19
Собираюсь в августе посетить Белорусь. Затонирована задняя полусфера, т.е. стекла задних дверей и стекло пятой двери.Затонированы сильно.В России вопросов нет, в Румынии и Болгарии тоже не возникало.а как в Белоруси.В правилах ПДД Белоруси нашел — светопропускная способность не менее 70%, хотя, те немногие авто с белорусскими номерами, что встречаются на дорогах Самарской области бывают затонированными в «хлам».
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 5 июля 2018, 14:21
Белорусские друзья написали следующее:

«иностранный гражданин, с иностранными номерами, может хоть на метле, хоть с тонировкой. единственный момент, когда за тонировку могут добавить штрафа, если по вине „тонированного“ произошло дтп, и тонировка мешала обзору. ну или если светофор или знак не заметил, по причине отсутствия обзора.»

При сильной тонировке — возможно повышенное внимание ДПС. В связи с этим полезно помнить, что в Беларуси огромный штраф за отсутствие страховки, за повторный в течение года проезд в пьяном виде можно остаться без машины, за выброшенный в окно «бычок» можно заплатить примерно 20$. И, на всякий случай: бесплатный проезд по платным дорогам для российских граждан не распространяется на «тяжелые машины» свыше 3.5 тонн, типа всяких Tahoe, Tundra и т.п.
+
0
+ -
avatar

бородатый

  • 7 июля 2018, 12:40
Спасибо за участие, кстати страховку — зеленую карту лучше в Самаре оформить или и на границе нормально?
+
1
+ -
avatar

Grabs

  • 7 июля 2018, 20:34
Да зачем по дороге терять время на оформление. Оформил дома заранее и поехал спокойно. По деньгам разницы точно не будет.
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 7 июля 2018, 23:37
Мы всегда предпочитаем заранее. Если поискать, можно и со скидками найти предложения, чего на границе точно не будет. Ну и, действительно, время в путешествии терять жалко.
+
0
+ -
avatar

бородатый

  • 9 июля 2018, 11:23
Спасибо
+
0
+ -
avatar

Чарли

  • 25 июля 2018, 10:02
Наконец-то. Я ждал. Вчера вернулся из отпуска и обнаружил, что проворонил все серии. Хотел тут на скорую руку накидать кое-каких мыслей, но передумал. Наверное, это все это будет уже не к месту. А вообще, если бы здесь разыгрывался приз Зрительских Читательских симпатий, честное слово, мой голос был бы на вашей стороне. Я рад, что вам здесь понравилось. Честно.
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 25 июля 2018, 11:02
Хотел тут на скорую руку накидать кое-каких мыслей, но передумал. Наверное, это все это будет уже не к месту.

Почему же не к месту? Пишите, комментируйте! Это и автору приятно, и читателям может быть полезно.

Я прекрасно понимаю, что сейчас не сезон для отчетов, люди в отпусках, в новых путешествиях (надеюсь). Ну что же, было бы совсем скучно, если бы летом вообще новых отчетов не публиковалось.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.