Эту рубрику я создал для того, чтобы все новые отчёты, которые пишутся нашими уважаемыми автотуристами, публиковались сюда и всегда можно было бы в хронологическом порядке видеть всю ленту отчётов!
Предисловие «… Нет несчастья Большего в России,
Чем ходить с прошеньем по начальству,
Чем выстаивать в бездонных коридорах,
Чем высиживать в бездушных кабинетах,
Чем таскать с собой бумаг ненужных горы,
Дожидаясь барского ответа.»
А. Розенбаум.
Несколько месяцев хожу, пытаясь получить статус предпенсионера, и всё никак. То пенсионный фонд сообщает, что стажу набралось всего полгода, хотя работал всю жизнь, то просто — вам отказано, приходите вчера. Пора от всего этого отдохнуть. Собрали вещи и в путь.
14 июня 2022 года, 5 часов утра. Ковров без ковров.
Тронулись на восток, раньше дальше Владимира не заезжали, а там тьма интересного, машин мало, убогий участок дороги Ногинск — Кузнецы, начало южной объездной Владимира в плачевном состоянии, остальное терпимо.
Город Ковров притаился севернее трассы, к производству ковров не имеет отношения, здесь главенствовали князья Ковровы, в 40-вые годы прошлого века здесь трудились мастера стрелкового оружия, Дегтярёв дал армии противотанковое ружьё и пулемёт, Шпагин — ППШ, за что и получил Ковров звание Города воинской славы.
Единственная кофейня задрала ценник на кофе и пирожные при отсутствии альтернативы. Вштырило, чакры раскрылись, пошли знакомиться с городом.
Тормознули у собора, далее пешком. Набережной у Клязьмы нет, есть красивые виды на долину и мост, тропинка вдоль берега и куча комаров.
Приветствую всех. В этом году мы снова провели свой отпуск в Абхазии. О нашей прошлогодней поездке можно прочитать в прошлогоднем отчете. Уж очень нам понравилась Страна Души, поэтому решили повторить вояж. Этот отчет будет более легким и без подробных описаний, т.к. в этой поездке мы больше лежали на пляжах, чем ездили по окрестностям, потому что с погодой нам в этом году повезло гораздо больше чем в прошлом.
Доехать до заветного полуострова с его знаменитыми достопримечательностями можно несколькими путями. Первый отрезок одинаков для всех: участок Челябинск — Самара преодолевается по федеральной трассе М-5 «Урал», а вот дальше уже есть вариации. Мы поехали проторенным путем по федеральным и региональным трассам, о чем совсем не сожалеем, дорога оказалась интересной, увлекательной и совсем не долгой.
«Восьмое марта — дурацкий праздник.
Его придумал очень злой проказник.
Пьяные девчонки его убивают.
Ничего хорошего в этот день не бывает» («Бахыт-Компот»)
Одной поездкой убиваем сразу несколько зайцев: снимаем напряжение от отсутствия путешествий, начинаем привыкать к путешествиям по стране, поскольку в ближайшее время вряд ли будем желанными гостями западнее Бреста, проверяем правдивость слов песни в предисловии, и, наконец, не надо думать, что подарить дамам на праздник — поездка и будет подарком.
Выехали 7-го довольно поздно, в 9-45, Симферопольское шоссе, А-108, и в 12-30 паркуемся в Воскресенске возле рынка. Топаем на осмотр северной части.
Когда-то, при Советской власти, здесь неплохо играла в хоккей местная команда «Химик», в нынешние времена ушедший в небытие; в память о тех временах увековечены основатели местной команды возле ледового дворца.
А чем закончить Древнерусский отпуск, как не церковью Покрова на Нерли?
Поэтому отправляемся в Боголюбово
Боголюбово — посёлок рядом со Владимиром (совсем рядом — практически пригород). Владимир столицей сделал Андрей Боголюбский, а тут — в Боголоюбове — была его резиденция. Причём, насколько мне известно, это не Боголюбово названо в честь князя, а наоборот — Андрея стали звать Боголюбским из-за того, что он жил в Боголюбове.
Про резиденцию Андрея я ещё скажу пару слов в конце, а пока о главной местной достопримечательности, которая расположена в паре километров от города, на Боголюбовом лугу:
Наконец наш бесконечный переезд из Углича через Ростов, Переславль-Залесский и Юрьев-Польский закончен.
Владимир
Основанный Владимиром Мономахом в 1108 году (впрочем, есть версия, что Мономах лишь построил тут крепость, а город существовал и раньше — с 990 года, а основан был другим Владимиром — крестителем Руси), настоящий расцвет он получил в XII веке при Андрее Боголюбском. Как и вся Владимиро-Суздальская земля.
Легендарная история из летописей, как Андрей сбежал от отца (Юрия Долгорукого) из Киева в Залесье, прихватив византийскую икону Богоматери (которая теперь известна как Владимирская). Согласно этой истории, Богородица явилась Андрею и сказала, что желает остаться во Владимире. Андрей сделал Владимир столицей своего княжества, а когда пришла его очередь на великокняжеский престол — перенёс сюда столицу из Киева.
Мы продолжаем всё тот же бесконечный переезд из Углича во Владимир. После остановок в Борисоглебском, Ростове и Переславле-Залесском мы изрядно подустали и даже сомневались стоит ли сюда заезжать.
Юрьев-Польский
Но поскольку главной темой нашего путешествия было знакомство с домонгольской архитектурой, решили заехать — посмотреть Георгиевский собор 1234 года постройки. Увиденное впечатлило нас настолько, что мы пробродили вокруг него не меньше часа.
На этот раз одним постом сразу про два города — дело в том, что в них мы останавливались буквально на полчаса.
Борисоглебский
Это даже не город, а посёлок. Сформировался он вокруг Борисоглебского монастыря, основанного аж в 1363 году. Конечно, тогда он был другим, нынешний архитектурный ансамбль монастыря появился в XVII веке. По правде говоря, сюда я заехал посмотреть на эту впечатляющую надвратную церковь:
Наше путешествие приближается к финалу. Сегодня нам предстоял переезд из Углича во Владимир, и это был, пожалуй, самый насыщенный день — по дороге нам предстояло сделать 4 остановки. Некоторые я планировал буквально на полчаса, а некоторые подольше. Эта — из вторых.
Ростов
Старейший город Северо-Восточной Руси и её первая столица. Тут много (очень много) интересного, но я ограничу свой рассказ Ростовским Кремлём.
Его башни с куполами-луковками ни с чем не перепутать — нехарактерные для крепостей кровли. И это неспроста: Ростовский кремль на самом деле не кремль — он строился во второй половине XVII века, когда обороняться в этих краях было уже не от кого. Это не крепость, а резиденция митрополита — Ионы Сысоевича. Он был большой ценитель всяких архитектурных красот и роскошеств, поэтому вот захотелось ему свой собственный "кремль".
Несколько дней назад мы были в Костроме — городе, где по сути началась династия Романовых, что положило конец "смутному времени". И вот мы в Угличе — городе, где закончилась династия Рюриковичей, что послужило началом этому самому "смутному времени".
Углич, вероятно, самый древний русский город на Волге. Название его принято связывать с углом, который образует здесь русло реки. Прямо в черте города Волгу перегораживает плотина ГЭС — вот на фото видно, как Волга в неё "упирается".
«Я никогда в жизни не видел подобного. Это сплошная поэзия, не дорога, а чудный фантастический рассказ» А.П. Чехов «Письма с Кавказа»
Десятый, можно так сказать, юбилейный, день нашего путешествия был посвящен потрясающей автомобильной экскурсии к озеру Туманлы-кель, на которую нас сагитировал, конечно же, Влад. Мы выехали на трех машинах, включая Владов УАЗ, в сторону Домбая и, не доезжая до горнолыжного курорта семь километров, в месте слияния речек Аманауз и Гоначхир, которые в свою очередь образуют реку Теберда, повернули налево, на бывшую Военно-Сухумскую дорогу. Эту дорогу через Клухорский перевал в Главном Кавказском хребте с длительными перерывами прокладывали с конца XIX века, в целях получения наиболее короткого пути между Северным Кавказом и Черноморским побережьем. Как действующую автомобильную трассу её использовали лишь в короткий период во время Великой Отечественной войны, когда фашисты рвались к морю и здесь проходили ожесточенные бои за право владения перевалом. После войны шоссе потеряло свою значимость. Постоянный сход лавин зимой, селей весной, обвалы и другие климатические катаклизмы требовали постоянного и дорогого ухода. Постепенно дорога обветшала и вернулась к своему первоначальному состоянию конно-пешей тропы. А после развала СССР и вовсе стала тупиковой и в качестве асфальтированной автодороги служит только до передовых постов погранслужбы России. Но такая незавидная история Военно-Сухумской дороги нисколько не умаляет какой-то, прямо таки необузданной, дикой природной красоты Гоначхирского ущелья, по которому она проложена. Некоторые справочники называют эти места одним из живописнейших ущелий не только Кавказа, но и всей Европы. Фото 66. Скалы ущелья Гоначхир
Сегодня будет совсем маленький пост, потмоу что город этот мы посетили проездом и провели там буквально полчаса.
Тутаев
До 1918 года город носил название Романов-Борисоглебск. А ещё раньше это были два отдельных грода — Романов и Борисоглебск, стоящие друг напротив друга на разных берегах Волги. В память об этом левобережная часть носит название Романовской стороны, а правобережная — Борисоглебской. Мы заехали на Борисоглебскую сторону и припарковались у вот этого нарядного Воскресенского собора (XVII в)
11.07.2021. День шестой. «Я свято верю в свой метод: вначале здорово вкалываешь,
потом здорово отдыхаешь». Брэд Питт
Следующие два дня мы провели под лозунгом «пляжного отдыха». Мы никуда далеко не ходили, не поднимались в горы, не уставали, не промокали, не любовались. Мы неторопливо разлагались под ласковым тебердинским солнышком, прогуливались по Центральной усадьбе заповедника, посещали вольеры, ныряли в прохладу воды Третьего пруда на Персидской поляне. Персидской ее называют за яркие краски цветов, таких же, как и узоры на персидских коврах. Фото 44. Третий пруд у Персидской поляны
10.07.2021. День пятый. «Гляжу я на горы, и горы глядят на меня.
И долго глядим мы, друг другу не надоедая».
Ли Бо
Шоссе Теберда – Домбай, проложенное по живописнейшему ущелью реки Теберды порадовало изобилием поворотов, постоянным набором высоты, горными склонами, покрытыми густым пихтачем и сверкающими впереди снежными пиками Домбайских вершин. Экстремальности этой красоте добавляли противолавинные заграждения на отвесных скальных участках и проносившиеся с металлическим грохотом на бешеной скорости самосвалы дорожных служб под управлением местных джигитов.
Как и договаривались накануне, в девять утра мы подкатили к парковке возле отеля «Вершина». С нами в путешествие отправились Женя со своим младшим сынишкой – Маратом. Влад с УАЗиком-буханкой уже нас ждал. Он с утра забросил группу туристов в высотный альпинистский лагерь «Алибек» и спустился за нами. Быстро загрузились в УАЗ, и по каменистой колее покатили вперед и вверх. Через полкилометра остановка на кордоне для получения разрешения на посещение территории заповедника. У нас был пропуск от дирекции заповедника, так что этот этап мы преодолели быстро. Тут же происходило оформление разрешения на проникновение в пятикилометровую приграничную зону. Это заняло гораздо больше времени, поскольку паспортные данные каждого участника (и даже данные свидетельств о рождении на детей) от руки вписывались в специальный бланк Пограничного Управления. У шлагбаума выстраилась целая очередь из автомобилей и пешеходов, страждущих полюбоваться на горные красоты Алибекского ущелья. Но, наконец-то, все бюрократические рогатки были преодолены, и мы продолжили наше движение вверх. Фото 28. Дорога по Алибекскому ущелью.
По дороге Влад рассказывал нам о восхождениях на окружающие вершины, о ледниках и скалах, о произрастающих здесь растениях, проживающей живности и даже о том, как сюда, на Кавказ, в тридцатые годы прошлого столетия, завозили белок с Алтая. Так что мы, как бывшие жители Алтайского края, имеем полные основания передавать пламенный привет с исторической родины каждой встречной, якобы местной, белке. Зверьков тогда привезли ровно 120 штук, но они за прошедшие девяносто лет вольготно расселились по всему Северному Кавказу. А ещё мы увидели разрушительные результаты буйства сошедших ранней весной снежных лавин и селевых потоков – вывороченные камни и поваленные деревья.