Древний (первое упоминание — X век), некогда столичный, а теперь маленький и уютный.
По правде говоря, я ожидал, что Суздаль окажется этаким туристическим "лубком". Но нет — очень приятное и интересное место. Возможно, свою роль сыграло то, что приехали мы в несезон да ещё и в понедельник. Было немноголюдно, спокойно и очень душевно.
Я сидела на берегу моря, кутаясь в куртку. Море штормило, по берегу прогуливались редкие отдыхающие, кого не испугал холодный и сильный ветер. В голове же был полный штиль с единственной мыслью: «Я дошла». Позади 13 дней, по моим ощущениям, невероятного приключения. Приключения, которое я сама придумала и сама исполнила. Я боялась некоего внутреннего опустошения, которое часто накрывает, когда заканчивается большой проект. Нет, этого не было. Конечно, чувствовалась усталость, и не только физическая, а и эмоциональная тоже. Но пустоты не было. Я знала, что пройдет совсем немного времени, и реальность начнет возвращаться, но в те минуты я ощущала себя только «здесь и сейчас», чувствовала блаженное спокойствие, которое невозможно описать обычными словами.
8 октября.
Прошли выборы, вирусы понаблюдали за процессом, не нашли ничего нового и стали заражать человечество с новой силой. Если такими темпами и дальше пойдёт, придётся сидеть дома безвылазно. Поэтому используем любую возможность что-то посмотреть. По Дмитровскому шоссе устремились на север.
Яхрома — небольшой городок чуть в стороне от Дмитрова, от одноимённой станции отделён железной дорогой, каналом имени Москвы, Дмитровским шоссе и небольшой речкой Яхромой. Центральная площадь небольшая, с круговым движением, вокруг собраны все интересности города: Закон о мире, пушка, Ленин. Рядом городской парк со своеобразными фонарями.
Во первых строкахпервой серии цикла, я упомянул Золотое кольцо, чем возможно ввел кого-то в заблуждение. На самом деле наш маршрут хоть и был вдохновлён Золотым кольцом, совпадал с ним только частично. До Кольца мы доберёмся в следующей части. А пока, выехав из Нижнего Новгорода, заскочим в один небольшой, но симпатичный город.
Гороховец
Гороховец — город уже не молодой, на полвека старше Нижнего Новгорода. Насчёт происхождения названия единого мнения у историков нет, но все они почему-то сходятся в том, что к растению семейства бобовых оно не имеет никакого отношения. Основан он, вероятно, Андреем Боголюбским, о котором в следующих частях я ещё вспомню.
С точки зрения архитектуры и истории, Гороховец интересен двумя вещами.
Во-первых, это дивной красоты деревянный модерн. Из-за ограниченности во времени, на него мы посмотрели из окна автомобиля, поэтому, извините — фото не будет.
Оставлю ссылку на фотогалерею на туристическом сайте Гороховца: http://www.gorokhovets.ru/turistu/chto-posmotret/derevyannyj-modern.html
А во-вторых, церковная и гражданская архитектура XVII века, в обилии сохранившаяся в самой старой части города. Туда мы и отправились.
Стоит гороховец на берегу реки Клязьмы, с понтонного моста через который мы бросим первый взгляд на город.
т/с у пер.Большие Ворота – проход Малые Ворота – место отдыха у родника Алакат-Чокрак – пансионат «Светоч» — долина реки р.Ускут – долина р.Арпат — с.Зеленогорье
Дождь лил почти всю ночь. Уснуть было очень сложно, почти невозможно. Кроме шума дождя, всю ночь в голове сидела мысль, что вот-вот палатка начнет протекать, намокнет спальник и придется коротать ночь в луже. Но я ошиблась. Ни снизу вода не поднялась, почва оказалась гигроскопичной, да и мат помог, ни сверху не потекло. Классный получился тест для однослойной облегченной палатки. Но собирать ее утром было крайне неприятно. Вся грязная, мокрющая. Высушить утром ее было невозможно, так как солнца не было, а воздух был влажный, с то и дело принимающейся моросью. После утреннего подъема я сначала по максимуму собрала рюкзак, а только потом приготовила завтрак. Не хотела в случае возможного дождя промочить вещи. Колоссальная разница в эмоциях: просыпаться теплым крымским утром от пения птиц или выползать из палатки в мокрую грязюку.
Поскольку я человек нерелигиозный, я всегда скептически относился к популярному туристическому маршруту "Золоте кольцо": ну чего там — церкви да монастыри.
Но вот в своём изучении истории искусств я добрался до периода Древней Руси — и захотелось посмотреть всё своими глазами.
Основной нашей целью была Владимиро-Суздальская домонгольская архитектура, коей сохранилось в той или иной степени всего-то десяток образцов (забегая вперёд — все их я посмотрел). Но и раз уж в тех краях оказались — хотелось посмотреть всё самое интересное. Времени было мало, поэтому получилось, конечно, очень поверхностно — но что поделать: в итоге за 11 дней проехали 2700 км и посетили 15 городов.
Маршрут: Пушкино — Миллерово — Краснодар — Майкоп — Лабинск — Ярославская — Геленджик — Новороссийск — Кабардинка — Богучар — Пушкино. Продолжительность: 16-28 сентября 2021 (13 дней) Протяженность: 3841 км Бюджет: около 89 тыс. рублей на троих Сложность: невысокая Основные достопримечательности: вечерний Краснодар, парк Галицкого (неофициальное название), термальные источники станицы Ярославская, Савранская канатная дорога, экскурсионная тропа в районе станицы Даховская, водопады Руфабго, горные серпантины, курортный Геленджик, набережная Цемесской бухты, сухогруз RIO, хорошая погода.
«Ну, выглядите вы здоровыми. И температуры нет, я же по глазам вижу».
[Администратор одной из гостиниц при встрече гостей]
Говорят, что лето в этом году было жарким. От себя добавлю — и не долгим. Сентябрь в наших краях решил не баловать «бабьим теплом» и во второй половине более походил на конец осени, чем на её начало. Наверное, поэтому главным мотиватором поездки стала погода. Из-за раннего прихода холодов организм требовал добавки солнца и тепла, а так как отпуск вне традиционного сезона планировался давно, то оставалось только правильно составить маршрут.
Как вы помните, будильник с вечера я не завела. Но в 6 часов утра глаза сами собой открылись. Одновременно где-то внутри проснулось и сожаление, что моя крымская история завершилась. Комната была угловой, с большими окнами, выходящими на две стороны. Прямо с кровати я видела, как за окнами плыли мрачные тучи фиолетово-черного цвета. Дождя не было, но было слышно, как от ветра шумят деревья. Закрыла глаза, повернулась на бок… на другой… Нет, не спится. Встала, подошла к окну — все черным-черно. Легла, поворочалась, опять встала. Опять выглянула в окно. И тут обратила внимание, что на небе образовалась резкая граница между черным и бело-синим цветом неба, как будто кто-то начертил прямую линию и с каждой стороны раскрасил в разные цвета. Я буквально прилипла к окну и, не отрывая глаз, стала следить за этой границей света и тьмы. Она двигалась! Она быстро двигалась на запад, откуда я пришла, освобождая голубое пространство на востоке.
Так быстро рюкзак я еще не собирала. Носилась бегом из угла в угол, собирая разбросанные по всей комнате вещи. На бегу же позавтракала, наскоро проглотив йогурт. И вот, еще не пробило и 7 утра, а я уже выскочила на улицу в полной готовности продолжить свой путь.
11 сентября. Косы и пляжи.
Подъём, зарядка, завтрак, сырники со сметаной — высший пилотаж. Капучино в кофейне — десятка.
В планах на сегодня западный берег Крыма. Дорога Евпатория — Черноморское 10 баллов, за исключением километрового отрезка при выезде из Евпатории, сплошь ямы и бугры — 2 балла.
7 сентября. «Ап, и тигры у ног моих сели...»
Оценка за ночлег 9 баллов, чуть не хватало тёплых одеял, ночи не горячие, в остальном всё понравилось.
Проблемка — подъесть всё съестное перед переездом в другой город, напряглись, — арбуз, пирожки, персики — всё в нас влезло. На завтрак не пошли.
Следующий ночлег в Бахчисарае, по пути город Белогорск, в паре километров от него Белая Скала, которую можно видеть в начале фильма «Кавказская пленница», когда Шурик трясётся на ослике по дороге на этом фоне.
Прозвенел будильник. Первое, что я сделала, когда проснулась — выглянула в окно. По прогнозам погода должна была испортиться. И правда, небо было затянуто серыми облаками. Но сомнений не было никаких, идти надо было и идти хотелось. Конечно, хорошо бы идти посуху, но как будет, так и будет.
В ванной комнате ждал сюрприз — не было воды, никакой. Видимо насос, барахливший вечером, гавкнулся совсем. Запас воды я почему-то не сделала. Обычно с вечера готовлю термос, поэтому всегда вода есть в чайнике, а в этот раз поленилась. В результате у меня было совсем немного воды, оставшейся с монастыря, и все. Выделила половину кружки, чтобы умыться и осталось еще немного дотянуть до первой воды. А она на пути вроде должна быть, так как один участок тропы идет вдоль русла реки Джурла. На завтрак был домашний творог, который я купила накануне. Слава богу, а то из-за отсутствия воды могла бы остаться без завтрака.
В начале седьмого утра отправилась в путь. Воздух на улице был очень влажный, а от того густо наполненный запахами мокрой зелени, влажной земли и конского навоза. Рядом ведь находились конюшни, турбаза специализируется на конных прогулках. До парка «Долина приведений» идет хорошая дорога.
2 сентября. «Вот и осень, и дождь в окно стучится...»
Парадокс 1. Даже если лето выдалось жарким, осенью тянет продлить его, поэтому отправляемся в тёплые края, к морю. Трасса М-4 «Дон» длинная и однообразная, да ещё дождь всю дорогу, от мелкого до сильного. Тоска, да и только. Промежуточная остановка — город Новочеркасск, столица донского казачества и расстрела трудящихся 1962 года. Заселились в гостиницу с одноимённым названием, ванна, туалет, телевизор — что ещё нужно для ночёвки? Кровать? Их две.
День 7. Автопрогулка по национальному парку Крымский.
г.Алушта — Форелевое хозяйство — Косьмо-Дамиановский монастырь — пер.Чучельский (1157 м)— Госдача «Дубрава» — кордон «Верховина» — Беседка Ветров — Никитский перевал (1448 м) — кордон «Красный Камень» — Музей партизанской славы — Ущелье Уч-Кош — кордон «Грушевая Поляна» — г.Ялта (Массандра)
Мой гостевой дом в Алуште находился всего в 10 мин езды от Администрации национального парка «Крымский», адрес которого ул.Партизанская, д.42. Начинает работать в 8 утра, и на парковке около администрации я была минут за 15 до открытия. Посидела, подождала немного и меня позвали на оформление пропуска. Пропуск стоит 1200 руб на человека, наличие машины обязательно. Здесь меня ждало большое разочарование, разрешение на подъем на г.Роман-Кош мне не выдали: введен особые режим по пожароопасности. А ведь подъем на самую высокую вершину Крымских гор был моей основной идеей в посещении парка. В апреле я звонила в администрацию, мне сказали, что как только сойдет снег, пропуска на гору будут выдавать. Это единственный пеший маршрут на территории парка и его включают в основной маршрут «Заповедный Крым», а на пропуске делают пометку «с посещением г.Роман-Кош». Но к концу мая не только снег сошел, но и наступил пожароопасный сезон. Позже у егерей я узнала, что вводят его каждый год и длится он, как минимум с мая по октябрь. Поэтому желающие официально зайти на гору должны умудриться ухватить время между снегом и жарой. Было, конечно, обидно, но надежда все же теплилась. Решила попробовать договориться на кордоне, вдруг пропустят быстро наверх сбегать.
Оформление пропуска много времени не заняло и через 10 минут я была уже в дороге. Мимо Изобильненского водохранилища, которое будет моим ориентиром еще пару дней, я выехала на Романовское шоссе, по которому и проходит весь маршрут «Заповедный Крым».
т/с Учан-Су — тупик под г.Ставри-Кая — водопад Учан-Су
Как и предыдущее, утро началось с пропажи мусорного пакетика, а затем сбора его содержимого по близлежащим кустам. Правда на этот раз я не слышала никакого шуршания, видимо либо гость вел себя потише, либо я ухайдокалась и спала крепче.
Позавтракала холодной кашей, которую не съела на ужин и, как всегда, в районе семи утра уже вышла наШтангеевскую тропу в сторону г.Ставри-Кая. Начало дня было довольно волнительным. Во-первых, пауэрбанки иссякли, зарядка телефона была недостаточной. На maps.me маршрут на г.Ставри-Кая выглядел более, чем странно. Он показывал, что 1,5 км на вершину проходится за 2 часа. При чем на профиле маршрута есть два участка с вертикальными (в прямом смысле) подъемом и спуском.
При подготовки ничего такого в описаниях и видосиках я не встречала. Решила, что буду разбираться по ходу. А телефон пришлось поставить на экономный режим и даже отказаться от записи трека.
В районе моей стоянки отмечено несколько видовых площадок на водопад сверху. Я налегке дошла до парочки из них, но, к сожалению, ничего выдающегося не увидела. То ли надо совсем к краю подходить, то ли я просто ожидала большего.
Поднявшись по не очень продолжительному подъему, тропа идет в основном траверсом вдоль хребта. Тропа красивая и интересная. Местами она проходит под нависающими скалами.
Итак, мы остановились на том, что не будем платить посреднику за помощь в офомлении регистрации своего автомобиля в Испании (Испания взята как вариант, поскольку мы уже знаем всё в деталях. Думаю, что в других странах еврозоны этот процесс достаточно близок к испанскому). И если уж приняли такое решение, то нужно шевелиться и как можно быстрее, т.к. время летит неумолимо, а период пребывания российского автомобиля в Испании весьма ограничен. Наша машина провела полтора года в Германии из-за того, что мне был запрещён въезд в страны Евросоюза и уже не первый месяц находится в королевстве. Хотя и пытаются власти относиться к разного рода просрочкам лояльно по причине наступившей пандемии, но тут развернуть ситуацию, как говориться «раз плюнуть».
Шаг первый.
Брём в руки ПТС и СТС. Ну это же так просто! Если они в папке с документами находятся в двух шагах от тебя. А если они в России?! В нашем случае было именно так, т.е. начинаются трудности переоформления и их победоносная ликвидация. Что делать? Выход один — брать билет на самолёт и лететь домой. Здесь нужно извлекать выгоду из сложившейся ситуации. Повидать детей, встретиться с друзьями, оплатить налоги, уладить массу других незаконченных дел и с чувством полного удовлетворения возвращаться. Мы предусмотрительно делаем цветные фотокопии оригиналов (в России это гораздо дешевле) и отправляем фотографии уполномоченному переводчику, чтобы к нашему приезду заверенные копии были готовы. Стоит это 70 евро при оплате картой, наша оплата ограничелось 60 евро налом.
Avtoturistu.ru – это портал, посвященный автомобильным путешествиям. Автомобильный туризм (или сокращенно «автотуризм») зародился в начале XX века с появлением первого автомобиля и уже через несколько десятилетий стал одной из наиболее популярных разновидностей туризма. Миллионы людей во всем мире предпочитают путешествие на авто традиционному туризму. Исключением не стала и наша страна – все чаще поездка в Европу на собственном авто становится излюбленным маршрутом для наших сограждан. Внутренний туризм также набирает обороты: автопутешествия по России бьют все рекорды популярности в последние годы, опережая традиционный пляжный отдых в Египте и Турции.
Наш сайт раскрывает тему автомобильных поездок от и до: автопутешествия по Европе (Германии, Франции, Италии и пр.), странам Скандинавии, автотуризм в США и Латинской Америке; автомобильные поездки по городам Золотого Кольца, автотуризм по Сибири, Уралу, Алтаю и другим крупнейшим регионам России; экзотические путешествия на авто в Африку, Среднюю Азию и страны Востока – как, зачем и сколько это стоит можно узнать, заглянув на Автотуристу.РУ! Ведь на нашем портале есть возможность задать вопросы экспертам автотуризма. Например, если у Вас есть идея отправиться на машине в Финляндию, то Вам необходимо узнать: процедуру получения Шенгенской визы, на какой машине можно въезжать в Финляндию, порядок пересечения финской границы, где купить страховку "зелёная карта", как проехать до КПП Торфяновка и многое другое. Эти и другие вопросы Вы можете задать в рубрике «вопросы-ответы». Всё, об автотуризме и автопутешествиях Вы найдёте на Автотуристу.РУ!
Трассы России и Европы
На нашем портале вы найдете полный список трасс России и Европы с подробным описанием и фотографиями. Информация о дорогах и их состоянии является необходимой для тех, кто решил поехать за границу на собственном авто или исследовать Россию на своей машине. Перед тем, как планировать маршрут автопутешествия, необходимо узнать расстояния между городами, оценить состояние автодорог, выяснить, где находятся платные трассы и автомагистрали и сколько стоит проезд по ним. Все это можно найти здесь – в сообществе автопутешественников Автотуристу.РУ.
Как проложить маршрут
Одной из важных функций нашего сайта является возможность проложить маршрут своего автопутешествия. Составить автомобильный маршрут сможет абсолютно любой пользователь, даже тот, который является новичком в среде автопутешественников. Кроме того, на сайте доступны опция «расчет расстояний» между странами и городами и таблица «расстояния между городами», что позволит быстро и эффективно проложить наиболее удачный автомобильный маршрут по карте и сделает автомобильное путешествие незабываемым.
Отчеты автопутешественников
Автотуристу.РУ – это крупнейшее сообщество автотуристов. Среди пользователей портала можно найти профессионалов автотуризма с многолетним стажем и новичков, которые только открывают для себя перспективу путешествий на автомобиле. Отчеты об автопутешествиях представлены в разделе «отчеты автотуристов» и они составляют ядро нашего портала. Здесь вы найдёте наиболее полную коллекцию отчетов о туристических поездках на машинах, которая постоянно пополняется новыми историями об автопутешествиях. Путешествия по Европе на автомобиле - верный способ бюджетно отдохнуть и получить при этом незабываемые впечатления.
Путеводитель автотуриста
Раздел «путеводитель автотуриста» содержит полезные советы автотуристам: что взять с собой в автопутешествие, какие нужны документы на визу (Шенгенские визы) и как эту визу получить, какие есть специфические правила дорожного движения в Европе (ПДД Финляндии, ПДД Германии, ПДД Белоруссии и пр.), как снять кемпинг (кемпинги Европы), взять в прокат автомобиль в Европе (прокат и аренда автодомов), узнать об основных достопримечательностях Европы и России и многое другое. Одним словом «путеводитель автотуриста» содержит советы автопутешественников на все случаи жизни и он постоянно пополняется.